Путь к лидерству: «Нейронет» подводит итоги 10 лет и строит планы на новое десятилетие

26.12.2025

Искусственный интеллект не заменит врача, но даст ему суперспособности. Почему нейрошлем — не контроль, а свобода? И как за десять лет Россия создала рынок будущего? Данными темами жила прямая трансляция итогового форума «Нейротех», подводившего черту под целой эпохой в развитии нейротехнологий. Не просто под 2025-й год, а под первое десятилетие дорожной карты «Нейронет» Национальной технологической инициативы. Ведущие учёные, врачи, инженеры и предприниматели собрались на виртуальной площадке, чтобы честно обсудить, что из футуристических прогнозов 2015 года сбылось, а что оказалось мыльным пузырем, и куда двигаться дальше.

Часть 1. Десятилетие «Нейронета»: от смелых прогнозов к работающей индустрии

Первую сессию открыл исторический обзор от эксперта, стоявшего у истоков, — профессора РАН, д.т.н.,  Андрея Иващенко, председателя совета директоров ГК «ХимРар» и лидера «Нейронет» с 2015 по 2025 годы. Он напомнил, что в начале пути сообщество пыталось представить рынки, которые «распакуются в следующие 10 лет». Сегодня эти прогнозы стали реальностью.

Тогда, десять лет назад, сообщество разметило поле на шесть сегментов: от нейроразвлечений до нейрофармы. И сегодня ясно, что главным драйвером роста стал не ожидаемый виртуальный мир, а искусственный интеллект.

«Нейронет оказался на фронтире. Это такая технологическая разведка, которая смотрит, где в мире произойдет прорыв, и сообщает нашей стране, чтобы мы не пропустили этот прилив», — объяснил Иващенко.

Но самый неожиданный и социально значимый прорыв случился в нейромедтехнике. Те заделы, что создавались в мирное время, спасли тысячи судеб.

Дмитрий Лапин, ответственный секретарь рабочей группы «Нейронет», к.с.н., подкрепил оптимистичные прогнозы цифрами: рынок вырос до 130 миллиардов рублей, а число компаний удвоилось. Однако венчурный капитал для таких глубоких и долгих проектов, как создание нового импланта, в России почти отсутствует.

«При такой стоимости денег, наверное, только торговать выгодно… А делать разработки и производство, длинные дорогие проекты, еще сложнее», — согласился Иващенко, обозначив один из ключевых вызовов на следующее десятилетие.

Ключевые задачи на 2026 год, по словам Дмитрия Лапина, — «пересборка» дорожной карты «Нейронета», обновление технологических стеков и ядра сообщества, усиление перехода от «сферы к индустрии».

Часть 2. ИИ и большие языковые модели: между хайпом и реальной пользой

Дискуссия о больших языковых моделях (LLM) стала одной из самых интересных и актуальных. Эксперты единодушно предостерегли от «кликбейтных заголовков» и финансовых пузырей.

«Большой пузырь сейчас раздут в области искусственного интеллекта… Много, где сейчас в области искусственного интеллекта, в мире я имею в виду, построены пирамиды финансовые», — заметил Андрей Демчинский, к.м.н., директор проекта «ELVIS V» ООО «Нейроимпланты Элвис», президент ассоциации «Aspectum».

Андрей Бурсов, советник по цифровой медицине ФГБУН «Институт системного программирования им. В.П. Иванникова» РАН, указал на ключевое ограничение для медицины: «У нас ещё нет ни одного LLM, которое было бы зарегистрировано как медицинское изделие».

Главные риски для стартапов, рвущихся в медицину с ИИ, — не технологические, а человеческие и юридические.

«Без врача ни один медицинский проект в IT быть не может… Это прямой красный флаг», — предупредил Андрей Бурсов. Нужно не просто продать идею инвестору, а «заразить» ею врачей, которые будут продвигать её изнутри, и быть готовым к сопротивлению системы.

В свою очередь, Алёна Белогурова, к.м.н.,  медицинский директор офтальмологической клиники «Ясно вижу», обозначила красную линию: клиническое решение по работе с пациентами «это работа только врача и только его естественного интеллекта».

При этом чат-боты отлично записывают на приём к врачу и пишут SEO-тексты, экономя время специалистов и деньги работодателей.

Главный навык будущего, по мнению спикеров, — критическое мышление и умение «дирижировать» процессами с помощью ИИ, а не слепо им доверять.

Часть 3. Нейроэргономика — инвестиции в мозг сотрудника

Можно ли повысить производительность труда, следя за волнами своего мозга? Оказывается, да. Третья сессия открыла малоизвестное широкой публике направление — нейроэргономику.

Марина Миронова, директор по персоналу ООО «Инвестиционная компания «ВЕЛЕС Капитал», поделилась удивительным кейсом. В условиях высокого стресса на финансовых рынках компания внедрила для сотрудников тренировки с использованием энцефалографа и биологической обратной связи. Цель — научиться осознанно расслабляться и концентрироваться. Результат — снижение уровня эмоционального выгорания на 30%.

«Это не длительные тренинги с непредсказуемым результатом, а достаточно краткосрочный тренинг с очевидным результатом», — подчеркнула Миронова.

Степан Буйкин, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», к.м.н., отметил, что нейротехнологии дают скорость, точность и объективность в оценке состояния человека, что может стать основой для обновления профессиональных стандартов и ГОСТов. Он также рассказал о первой в стране конференции по нейроэргономике труда, которая объединила учёных и бизнес. Спикер подчеркнул, что эта история не про контроль «большого брата», а про личную ответственность и развитие.

«Самое главное — умение сохранить свое ментальное здоровье. Потому что огромный стресс, который вызывается изменением технологий, он должен быть подконтрольным», — поддержал коллегу Андрей Бурсов из прошлой сессии.

Эксперты сходятся во мнении, что следующей ступенью станут «умные» нейроустройства, которые в течение рабочего дня будут мягко подсказывать, когда сделать паузу, и даже помогать целым командам достигать состояния групповой концентрации — «потока».

«Сегодня мы видим лишь первые шаги. Настоящий прорыв в нейроэргономике наступит с приходом по-настоящему интеллектуальных и дружелюбных устройств, способных гармонично сопровождать человека в течение всего дня. Это создаст естественную среду для применения технологий, где внимание к собственным когнитивным показателям и командной эффективности станет такой же обыденностью, как сегодня — фитнес-трекер. Этот переход от эпизодических тренировок к постоянному партнёрству с технологиями — наша ближайшая перспектива», — резюмировал Владимир Конышев, генеральный директор ООО «Нейроботикс».

Часть 4. Промышленность ждёт зрелых решений в сфере ИИ

В дискуссии об искусственном интеллекте столкнулись взгляды разработчиков и промышленников. Никита Константинов, генеральный директор ООО «Nikta.ai», описал эволюцию ИИ от больших моделей к эре «агентских взаимоотношений», когда ИИ-помощник будет самостоятельно выполнять сложные задачи.

В свою очередь, Владимир Лещенко, руководитель направления отраслевой координации искусственного интеллекта частного учреждения по цифровизации атомной отрасли «Цифрум» Госкорпорации «Росатом», призвал к рациональности, подчеркнув, что «Генеративный ИИ — это суб-суб-субтехнология». Для промышленности, работающей с чертежами и кодами станков, сегодняшние модели бесполезны — нет нужных данных для их обучения.

Александр Овчинников, генеральный директор ООО «ВСП Глобал», указал на инфраструктурный тупик.

«Мощностей для высоконагруженных вычислений ИИ в стране катастрофически не хватает, а строить новые ЦОДы — дело многих лет и миллиардов рублей. Нужно начинать впрок строить дата-центры… Еще больше впрок начинать заниматься энергетикой», — призвал спикер, намекая на перегруженные сети Москвы.

Ключевой вывод сессии: будущее — в кооперации разработчиков ИИ, энергетиков и промышленных гигантов для создания конкретных, а не абстрактных решений.

Часть 5. Нейрореабилитация — технологии поддержки и право быть человеком

Самая эмоциональная часть мероприятия была посвящена возвращению к полноценной жизни людей, получивших тяжёлые травмы, в первую очередь, ветеранов СВО.

Юлия Гуленкова, генеральный директор ООО «Орто-Инновации Москва», рассказала о комплексном подходе в крупнейшем в России центре протезирования, где важен не только протез, но и весь путь реабилитации каждого пациента, а главная цель — не создать киборга, а помочь герою остаться собой.

Григорий Леин, генеральный директор ООО «Сколиолоджик.ру», к.м.н., заострил внимание на психологии, отметив, что «ни один пациент, который протезируется первый раз не находится в состоянии принятия». Спикер же назвал главный технологический тренд в сфере нейрореабилитации: искусственный интеллект в течение ближайших пять лет возьмёт на себя 70% работы по моделированию индивидуальных гильз для протезов, резко повысив точность и доступность протезирования.

Денис Кулешов, директор Лаборатории «Сенсор-Тех», рассказал о прорывных работах по возвращению зрения с помощью имплантов и обозначил ключевой барьер: откуда брать деньги? Помимо стоимости, всегда существуют и этические риски. В мире уже были прецеденты, когда компании-производители нейроимплантов, такие как NeuroVista или Second Sight, прекращали поддержку своих устройств, оставляя пациентов один на один с устаревшим чипом в голове. Это поднимает вопросы пожизненной ответственности производителя, прав пациента и необходимости нового регулирования на уровне законодательства.

«Поэтому для прорывного скачка в реабилитации нужна не только технология, но и продуманная модель финансирования», — подчеркнул Денис Кулешов.

Итог подвёл Иван Бирюков, руководитель Инфраструктурного центра «Нейронет» 4.0 НТИ, заверив, что сообщество готово к масштабному обновлению.

«Нейротехнологии окончательно перестают быть просто инструментом и становятся частью экосистемы человеческой жизни. От восстановления утраченных функций до усиления имеющихся, от лечения тяжелых ран до профилактики профессионального выгорания. Следующее десятилетие должно ответить на вопрос, сможем ли мы не только создавать эти технологии, но и грамотно, безопасно и справедливо встроить их в ткань общества», — резюмировал Иван Бирюков.

keyboard_arrow_up