Редкое мастерство: компании на рынке протезов борются с дефицитом техников

За последние несколько лет рынок протезов конечностей России вырос из малозаметного сегмента в самостоятельную и быстрорастущую индустрию, где конкурируют технологии, инвестиции и госзаказ. Однако столь бурное развитие отрасли выявило и ее слабое звено — острую нехватку квалифицированных техников-протезистов и недоразвитость самой системы их подготовки. Как производители и государство планируют выходить из кадрового тупика — разбирался Forbes.
Объём российского рынка протезов конечностей в 2025 году должен достигнуть 60 млрд рублей, рассказали Forbes в Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «Аура-Тех». Это почти вдвое выше оценки трехлетней давности (36 млрд рублей в 2022 году). Рост обеспечивает, в частности, ускоряющийся спрос на подобные изделия: по данным Минтруда России, в 2024 году нуждающиеся получили 14 543 протезов верхних конечностей и 138 118 протезов нижних конечностей, что является наибольшими показателями за более чем десятилетний период.
Для сравнения, в 2023 году было выдано 8295 протезов верхних конечностей и 91 220 — нижних. При этом ведомство не уточняет, в каких случаях речь идет о первичном протезировании, а в каких — о повторном (например, когда пациент детского возраста получает новый протез, так как вырос из предыдущего).
Большинство ампутаций (59 000 операций ежегодно) проводится по причине хронических заболеваний (диабета, атеросклероза) и чаще всего у пожилых, но эксперты наблюдают и рост доли молодых здоровых пациентов, потерявших конечность в результате травмы, — это участники «спецоперации» на Украине и жители регионов, где идут боевые действия. Официальных данных о том, сколько поступивших из зоны «спецоперации» пациентов являются инвалидами из-за потери конечности, обнаружить не удалось, однако ранее в Минтруде заявляли, что среди получивших увечья бойцов 54,4% имеют ампутации, причем на нижние конечности приходится 80% операций.
На фоне роста и омоложения спроса в протезно-ортопедической отрасли развился острый дефицит кадров. На проблему нехватки ключевых специалистов — техников-протезистов или механиков-протезистов — указали 77 протезных организаций из 62 регионов, опрошенных весной 2025 года Национальным агентством развития квалификаций. Сложность данного направления подготовки заключается в том, что оно находится на стыке нескольких отраслей и требует владения разнопрофильными компетенциями в таких областях, как инженерия, медицина и реабилитация.
В России такую услугу предлагают только три образовательные организации: Северо-Западный филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург), колледж Технологического университета им. А. А. Леонова (Королев, Московская область) и Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат.
Раскадровка отрасли
Общее число обучающихся в этих учреждениях в год — всего несколько десятков человек, в то время как дефицит необходимых кадров, по оценкам опрошенных Forbes экспертов, составляет порядка 1500 специалистов. Причина несостыковки — в отсутствии острой необходимости в таких специалистах в прошлом, считает директор Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий («АУРА-Тех») Иван Бирюков.
По его словам, долгое время реабилитационная индустрия и протезно-ортопедическая отрасль, в частности, развивались нехотя. «Было принято считать, что государство обеспечивает людям с инвалидностью стандартный и очень скромный набор услуг и видов изделий, причем происходило это всегда на фоне перманентного дефицита средств. Кроме того, специфика рынка такова, что большинство производителей протезов относятся к микро- и макропредприятиям, и образовательные учреждения попросту не видели заказчика кадров ни в них, ни в государстве. Теперь же предприятий стало больше, а качество и сложность заказываемых за счет бюджета изделий улучшились, что повысило требования к работникам, но их неоткуда взять», — сообщил он.
По информации Исследовательского центра Агентства стратегических инициатив (АСИ) за 2023 год, в стране насчитывалось 126 производителей протезов. С тех пор эта цифра, по оценкам основателя и руководителя протезно-ортопедического центра «Сколиолоджик.ру» Григория Леина, выросла почти в четыре раза. «Проблема кадрового дефицита в таких условиях стоит остро, и заключается она в отсутствии адекватных программ обучения и системы образования по конкретным направлениям», — пояснил он Forbes.
Негативно оценили уровень подготовки протезистов и исследователи центра АСИ: «Подготовка специалистов в протезно-ортопедической отрасли имеет достаточно низкий уровень, что приводит к некачественному оказанию протезно-ортопедических услуг инвалидам, ухудшению их здоровья и потере потенциала в части восстановления опорно-двигательных функций». Эксперты также указали на дефицит преподавателей, из-за чего на кафедрах зачастую преподают студенты старших курсов, которые сами еще не являются компетентными специалистами.
Всё это вынуждает игроков рынка самостоятельно повышать квалификацию своих сотрудников до необходимого уровня и устанавливать высокую заработную плату, чтобы не допустить ухода мастера к конкуренту. Так, московский центр протезирования Dynamics готов платить ведущему технику-протезисту от 400 000 рублей, медицинский холдинг «Бионардо», действующий в Москве, Крыму и Новороссийске, ищет протезиста на зарплату в 200 000 рублей, а «Моторика», компания-резидент «Сколково», начинает набор учеников на курсы инженеров-протезистов по программе переподготовки (ДПО), которые в результате смогут претендовать на зарплату до 600 000 рублей. Как пояснили в «Моторике», программа реализуется совместно с преподавательским составом Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова и позволяет по окончании обучения собирать протезы любых видов.
По словам генерального директора компании Андрея Давидюка, идея запустить курс зародилась именно в ответ на запрос стремительно растущей отрасли ассистивных технологий. «Киберпротезирование становится реальностью, активно ведутся разработки нового поколения протезов с очувствлением. Это ведет к появлению новых специальностей, которые совместят в себе медицину, информационные технологии и инженерию, что создает необходимость подготовки междисциплинарных специалистов для отрасли», — отметил он.
Техник, медик и художник
Как отмечает Иван Бирюков из «АУРА-Тех», проблема дефицита кадров отмечена и на уровне правительства. Так, в 2025 году Минтруд утвердил профессиональный стандарт «техник протезно-ортопедических изделий», что косвенно свидетельствует о признании направления как отдельной профессиональной специализации и подтверждает, что раньше структура была недостаточно формализована. В утвержденном профстандарте содержатся данные о направлении и характере работы, трудовых функциях и конкретных трудовых действиях для специальности «техник протезно-ортопедических изделий». Там же прописаны требования к профессиональным и личностным компетенциям, образованию и практическому опыту, необходимым для выполнения обязанностей.
Тем не менее появления профстандарта и увеличения потока студентов недостаточно — необходимо предусмотреть целевые места, уверен директор по развитию компании — дистрибьютора и разработчика протезной продукции Metiz Сергей Барбаш. «Хуже всего ситуация, конечно же, в регионах. В мегаполисах типа Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара, являющихся местом притяжения всех молодых людей, их может быть даже в избытке, а вот в менее популярных крупных городах, особенно в восточной части страны, их не хватает катастрофически», — сообщил он, отметив, что аккумулирование мастеров по изготовлению протезов в единичных городах не только тормозит развитие отрасли, но и приводит к длительному ожиданию готовых изделий нуждающимися.
Он также указал на сложность подготовки техника-протезиста и ответственность его работы: «Каждый протез — это абсолютно индивидуальное, неповторимое изделие, — подчеркнул Барбаш. — Хотя современные протезы модульные (у них предусмотрены заменимые модули стоп, коленей), но опорная приемная гильза, куда помещается сегмент оставшейся конечности, одна. С этим изделием человек останется надолго (срок эксплуатации протеза два или три года), и оно должно быть комфортным, а это требует высоких навыков протезиста не только как технического специалиста, но и медика, и художника».
При этом в вероятность того, что в России появится возможность обучения техников в рамках высшего образования, он не верит, хотя в Европе такая практика существует. «Если такая возможность и появится, то обучение будет, скорее всего, только заочное, потому что если человек уже протезист со средним образованием, то он уже может работать и параллельно получать новые знания. Потому что ни один здравомыслящий работодатель не отпустит своего специалиста, который уже ему зарабатывает деньги и имидж», — считает Барабаш.
Текст: Варвара Колесникова