Нейронауки плюс право: в России формируют систему когнитивной безопасности
30 мая 2025 года в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошёл экспертный семинар по теме «Когнитивная безопасность», организованный в рамках сегмента «НейроКоммуникации и маркетинг» направления «Нейронет». Мероприятие собрало специалистов в области нейротехнологий, психологии, социологии, информационной безопасности, права и медиа, чтобы обсудить актуальные вызовы цифровой эпохи.
Когнитивная безопасность – это междисциплинарная сфера, объединяющая социологию, конфликтологию, нейронауки, юриспруденцию и поведенческую экономику. Это востребованная область практикоориентированных знаний. Для сегмента «НейроКоммуникации и маркетинг» в первую очередь актуальны вопросы метрик и оборудования измерения влияния различных видов контента.
Семинар стал площадкой для диалога между практиками различных направлений. В ходе мероприятия участники обсудили:
– Прикладные аспекты нейромаркетинга в разных сферах;
– Правовые аспекты медиабезопасности;
– Технологии мониторинга распространения контента;
– Образовательные программы подготовки специалистов.
«На практике мы порой сталкиваемся, что при исследовании информационных материалов не хватает «фактуры» – признаков, по которым можно судить о противоправности или легитимности контента, т.к. вербальная составляющая в психоделической музыке, например, может отсутствовать. Соответственно, лингвистических признаков деструктивности нет, но каким-то образом материал оказывает психологическое воздействие, и нужно установить степень и характер этого воздействия. Это лишь один из примеров, где, на наш взгляд, востребована разработка методики комплексной нейроправовой экспертизы, подразумевающей правовую оценку информационных материалов с опорой на исследование когнитивных реакций на контент», – пояснил Владимир Никишин, к.ю.н., директор Института информационной и медиабезопасности МГЮА.
«Мероприятие значимо, так как обобщает наработки экспертов в сфере мониторинга угроз когнитивной безопасности молодого поколения. Полагаю, что это перспективное направление в рамках сегмента «НейроКоммуникации и маркетинг», – подчеркнул Дмитрий Лапин, руководитель департамента АНО «Технологии возможностей» (Инфраструктурный центр «Нейронет» НТИ), к.с.н.
Семинар позволил участникам обменяться представлениями, сравнить подходы и инструменты, обозначить спорные вопросы и исследовательские перспективные направления.
Организатором мероприятия выступила АНО «Технологии возможностей» (Инфраструктурный центр «Нейронет» НТИ), при поддержке АО «Нейротренд» и Института информационной и медиабезопасности МГЮА.