«Нейронет» в образовании: как технологии учат учиться

13.05.2025

7 мая на площадке Pruffme прошёл вебинар, посвящённый революционным нейротехнологиям в образовании. Эксперты отрасли обсудили перспективные решения для повышения успеваемости и снижения стресса участников образовательного процесса.

«Мы собрались, чтобы обсудить не будущее, а настоящее, находясь на переломном этапе, когда традиционные методы обучения уже не справляются с вызовами цифровой эпохи», – этими словами Елена Вострикова, старший методист компании «РОББО», начала работу вебинара.

Выступая в качестве модератора, она познакомила участников мероприятия с полностью суверенной онлайн-платформой Scratch.ru, разработанной АО «Роббо».

«Эта платформа заменила для российского образовательного пространства международный портал Scratch.mit.edu, политика которого на сегодняшний день идёт вразрез с общероссийскими ценностями, в результате чего Минпросвещения запретило использовать этот ресурс для образовательного процесса. В результате огромное количество русских «скрэтчеров» остались без своего инструмента. Тогда команда «Роббо» и предложила свою платформу. Мы её разработали и активно поддерживаем: администрируем, постоянно обновляем. Проект живой, развивающийся, перспективный», – поделилась Елена Вострикова.

За последние годы российское образование столкнулось с вызовами, о которых ещё десять лет назад мало кто задумывался. Дети, привыкшие получать информацию из TikTok и нейросетей, теряют способность концентрироваться. Учителя жалуются на эмоциональное выгорание. А система оценивания, доставшаяся в наследство от советской школы, всё чаще даёт сбои в цифровую эпоху.

«Педагог больше не светоч знаний»

Первым спикером выступил Дмитрий Лапин представитель  Инфраструктурного центра по направлению  «Нейронет» 4.0 НТИ, кандидат социологических наук. На его слайдах – графики и диаграммы, показывающие статистику: современные школьники за день получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за весь год.

«Современные ученики всё чаще ищут информацию в Интернете, вместо того, чтобы вспомнить пройденный материал. Знаете, в Древней Греции педагогом называли раба, который водил ребёнка в школу. Сегодня мы снова возвращаемся к этой модели – педагог становится проводником, но не источником знаний», – поделился Дмитрий Лапин.

Решение проблемы эксперт видит в персонализации обучения. Технологии нейропрофайлинга позволяют создать «цифрового двойника» ученика – точную модель его когнитивных процессов.

По словам спикера, системы, разработанные на основе этих технологий, уже тестируются в образовательных учреждениях – программа анализирует данные и подбирает индивидуальный темп обучения.

Школьники в нейрогарнитурах

Владимир Конышев, генеральный директор ООО «Нейроботикс», заместитель руководителя «Нейронет», рассказал о прикладных решениях в сфере нейрообразования, которые разработала его компания.

«Наши исследования показывают удивительные результаты. Когда школьники учатся осознанно управлять своими альфа-ритмами, у них не просто улучшается успеваемость – они находят ресурсы для дополнительных занятий. Представьте: гиперактивный ребёнок после курса нейротренингов сам записывается в шахматный кружок!», – рассказал Владимир Конышев.

Для исследования мозговой активности школьников компания «Нейроботикс» использует нейрогарнитуры. По словам спикера, очень важно знакомить подрастающее поколение с нейротехнологиями. Ведь умение владеть своими ресурсными состояниями, приводит к коррекции гиперактивности и в целом повышает эффективность образования.

Спасти учителей

Проректор Костромского госуниверситета Степан Буйкин обратил внимание на другую сторону проблемы.

«Педагоги сегодня работают в условиях постоянного стресса. Устаревшие ГОСТы не учитывают новых реалий. Мы уже начали масштабный проект по внедрению нейротехнологий в оценку труда преподавателей – первые результаты обещаем представить уже в конце этого года», – подчеркнул Степан Буйкин.

Университет запустил пилотный проект по нейромониторингу учителей.

В целом, доклады спикеров продемонстрировали, что отрасль нейрообразования уже перешла из разряда футуристических концепций в практическую плоскость. Главный вопрос – скорость внедрения этих технологий в российскую образовательную систему. Как отметили участники вебинара, это потребует не только финансовых вложений, но и пересмотра многих нормативных документов. Однако примеры успешного применения нейротехнологий в школах и вузах доказывают – игра стоит свеч.

Если всё пойдёт своим чередом, то уже через 5-7 лет нейротехнологии станут в школах таким же обычным явлением, как когда-то интерактивные доски. Остаётся главный вопрос: успеет ли за этим прогрессом измениться сама система образования?

keyboard_arrow_up