Банковские услуги становятся инклюзивнее: что появилось уже сейчас?

20.01.2025

2025 год, которому только исполнилось около трёх недель, продолжает уверенно радовать людей с инвалидностью позитивными сдвигами в реализации инклюзии в различных сферах общественной жизни.

Так, помимо изменений в законодательстве, затрагивающих образование, пенсионное обеспечение и т.д., определённые новшества продолжают наблюдаться в области адаптации услуг банковского сектора к потребностям инвалидов по зрению.

В частности, более доступными становятся механизмы управления личными финансами для тысяч особенных пользователей таких гигантов, как Т-Банк и Сбер. Если первый о своём новом шаге к обеспечению инклюзии сообщил ещё в ушедшем 2024 году, то вот второй – сделал это буквально на днях.

Итак, по многочисленным заявлениям экспертов банковского сектора, в последнее время участились жалобы от незрячих и слабовидящих пользователей о том, что значительные трудности для них представляет собой задача нахождения карты того или иного банка и дифференциации её от других предметов аналогичной формы: пропусков, скидок и т.д.

Первым устранить данную проблему решил Т-Банк, который выпустил специальную тактильную карту для лиц с полной или частичной потерей зрения. Она вошла в финансовый обиход под названием «Black». Главной её особенностью является волнообразная выемка на короткой стороне, не только выполняющая опознавательную функцию, но и   позволяющая мгновенно понять, как правильно следует вставить карту в банкомат.

Партнёром в реализации этого проекта стала платёжная система «Мир». Выпустить данную карту можно совершенно бесплатно, обратившись в отделение Т-Банка или оформив заявку на сайте.

И вот 16 января об аналогичном нововведении сообщил Сбер, также анонсировавший выпуск специальной карты для незрячих клиентов. Помимо визуально контрастного оформления, продукт данного банка имеет на лицевой стороне обозначение буквы Д, причём выполненное как в плоскопечатном, но рельефном формате, так и с помощью шрифта Брайля.

«Наши исследования показали, что клиентам с особенностями зрения довольно сложно различать карты, которые одновременно лежат в бумажнике: банковские, транспортные, дисконтные. Нам нужно было найти решение, которое позволит отличить банковскую карту от небанковской, карту одного банка от карты другого банка, кредитную от дебетовой, вставить карту в банкомат нужной стороной. Было важно создать удобное решение для незрячих с разным жизненным опытом.

Для этого мы проводили фокус-группы и много общались с клиентами. Они и подсказали нам правильное решение. Дело в том, что люди, которые не видят с рождения или раннего детства, обычно знают шрифт Брайля, но не знают кириллических букв. И наоборот: люди, утратившие зрение во взрослом возрасте, не всегда могут читать по Брайлю, но понимают выпуклые кириллические буквы, написанные крупно. Мы решили не выбирать и сделать маркировку на двух шрифтах сразу», – отметили представители руководства Сбера.

Буква Д, к слову, обозначает разновидность самой карты (дебетовая), а оформление её также является бесплатным и доступно как в отделении, так и онлайн.

В Сбере, кроме того, отметили, что за последние годы возросло и количество банкоматов с голосовым сопровождением, которое можно запустить после установки в нужный порт наушников. Это позволяет незрячим людям самостоятельно осуществлять различные операции, такие как снятие наличных, денежные переводы и т.д.

Однако столь адаптированные банкоматы по-прежнему есть далеко не везде, что свидетельствует о необходимости дальнейшей реализации данных мер.

Ещё одним важным шагом к повышению цифровой доступности финансовых услуг является возможность ввода ПИН-кода шрифтом Брайля на сенсорных терминалах.  Это осуществляется по следующему сценарию:

– Покупатель начинает оплачивать выбранные им товары обычным способом, вставляет карту в терминал, и, когда приходит время вводить ПИН-код, запускает специальный режим.

– Активация возможности введения шрифта Брайля осуществляется щелчком по иконке очков, расположенной в левом верхнем углу дисплея. После него должен запуститься голосовой помощник, сообщающий о том, что ПИН-код может быть введён брайлевскими символами.

– Затем прикосновением пальцев к экрану пользователь набирает свой ПИН цифрами брайлевской азбуки.  Касание одним пальцем в любом месте приравнивается к одной точке. Быстрое двойное касание удаляет символ, а удержание на 2-3 секунды подтверждает ввод. Символы набираются так, как они выглядят на брайлевском листе с той лишь разницей, что вводятся сразу слева направо, в отличие от традиционного написания – справа налево.

Если же у незрячего пользователя не получится активировать данный режим самостоятельно, он вправе обратиться к кассиру, который должен иметь навыки взаимодействия с подобным программным обеспечением.

Пока что данная функция стала доступной на более 30 тысячах сенсорных терминалах Сбера, однако вскоре, как обещают сотрудники банка, должна будет распространиться на все аналогичные устройства по стране.

Автор: Софья Золотова

Источник: https://www.inva.news/articles/point_of_view/bankovskie_uslugi_stanovyatsya_inklyuzivnee_chto_poyavilos_uzhe_seychas/

keyboard_arrow_up