Философия античной экономики: как древние греки заложили основы новой науки?
Экономика, как известно, двигатель прогресса. Причём, не только научно-технического, но и культурно-социального. Именно благодаря сложным и разветвлённым экономическим связям и появились первые цивилизации. Ремесло, добыча ископаемых и природных ресурсов, а также строительство и архитектура всегда были спутниками могущественных государств, оставивших большое наследие. Но по-настоящему великими их сделали торговля и логистика.
Большой торговый флот и партнёрские отношения с другими народами позволили древним эллинам распространить свою культуру, влияние и философию на всё средиземноморье. Война играла вторичную роль, хотя и не последнюю. Именно экономика сделала Древнюю Грецию такой, что мы до сих пор живём её наследием.
Это наследие первым переняли древние римляне, которые затем уже на остриях своих мечей распространили его в самых отдалённых уголках Европы. Впрочем, экономика Римской Республики, а затем и Римской Империи была не слабее римских легионов и по сей день остаётся уникальным явлением в истории, аналогов которому больше не было.
Именно античные мудрецы впервые стали рассматривать экономику как науку и формировать её первые основы. Древнегреческие философы, такие как Ксенофонт, Платон и Аристотель не только подняли сложнейшие экономические вопросы, но и попытались найти на них ответы. Они-то и ввели сам термин «экономика», который был производным от слова «экономия». Экономией древние греки называли умение развивать и обогащать своё хозяйство.
В эпоху эллинизма была впервые выдвинута идея о разделении труда. Древнегреческие философы догадались и о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала.
Особенным был и философский подход к экономике. Так, древние эллины долгое время бились над определением личного богатства. Ксенофонт, например, ссылаясь на своего учителя Сократа, заявлял, что человек богат, если его потребности удовлетворены, а, значит, чем скромнее у него потребности, тем легче ему стать богатым. Под богатством в итоге эллины стали понимать наличие у человека предметов, которые необходимы ему для потребления.
Тот же Ксенофонт, кстати, рассматривал и вопросы разделения труда. Так, философ отметил связь степени разделения труда с размерами рынка и с качеством продукта и решил, что чем больше рынок, тем уже специализация его участников, а у специализированных производителей качество продукции выше.
Платон рассматривал проблему разделения труда более фундаментально. Он утверждал, что разделение труда – основа существования человеческого общества. Философ подчёркивал, что каждый человек имеет много потребностей, но может освоить только одно умение. Он должен специализироваться на нём, так как благодаря опыту, будет применять это умение лучше, чем остальные и при меньших затратах выдавать более качественный результат. Затем результатами этого труда можно обмениваться с другими людьми, чтобы получить остальные, необходимые для жизни ресурсы.
То, что описал Платон, сегодня зовётся одним простым, но ёмким словом – рынок.
Древнегреческие мыслители впервые провели анализ товарно-денежных отношений. Было сформулировано понятие «ценность». Например, если продукт предназначен для личного потребления, его ценность должна определяться только его индивидуальной полезностью. Если же его полезность имеет более широкое применение, его можно продать и это добавляет ему ценность. Ксенофонт приводил такой пример: если у человека есть флейта, но он не умеет на ней играть, – она для него не представляет ценности, но она приобретает ценность, если её можно продать.
Аристотель впоследствии, опираясь на труды Платона, развил идею «равенства товаров», сделав вывод о том, что её материальным воплощением являются деньги. Именно деньги использовались в античной экономике, как средство измерения ценности товара. А возникли они, по мнению Аристотеля, в результате общественного договора.
В эпоху Античности деньги были реализованы в форме монет из драгоценных металлов. Уже тогда чеканка позволяла создавать из ходовой валюты настоящие шедевры. Античные монеты обладают своим уникальным и неповторимым стилем и до сих пор ценятся, как у историков-нумизматов, так и у опытных коллекционеров.
Портреты древних национальных лидеров и другие изображения, нанесённые на монеты, хорошо передают дух античной экономической мысли, демонстрируют экономическую мощь эллинских полисов и римских провинций, а иногда и вовсе помогают историкам узнать о тех или иных событиях или раскрыть тайны забытых правителей.
Познакомиться с целой коллекцией высокоточных копий самых известных и знаменитых античных монет совсем скоро смогут москвичи и гости столицы, посетившие экспозицию проекта «Трогательная история «Искусство на монетах», которая откроется в начале ноября в Музее Финансового университета, расположенного по адресу: Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2.
Выставка будет интересна всем любителям истории, но наибольшую пользу от посещения экспозиции смогут извлечь студенты и преподаватели финансового, экономического и исторического направлений, историки-любители и профессионалы, а также люди с инвалидностью всех нозологий – экспозиция будет максимально оборудована доступной средой.
Познакомиться с ценными артефактами можно будет не только визуально, но и на ощупь, а также с помощью других способов восприятия. Это делает экспонаты по-настоящему доступными для людей с инвалидностью по зрению, для детей и маломобильных граждан, а также позволяет более тщательно изучить их, что особенно ценно в свете того, что пролежавшие в земле тысячи лет монеты часто сильно деформированы и выглядят совершенно не так, как в те далёкие времена, когда их отчеканили.
Чтобы это исправить российские реконструкторы создали высокоточные копии старинных монет Античности. Трёхмерные модели воссоздают облик древних артефактов в их первозданном виде.
В ближайшем будущем проект «Трогательная история «Искусство на монетах» будет реализовываться в формате выставки и на других московских площадках. Экспонаты можно использовать для различных форм образования посетителей всех возрастных категорий, как при самостоятельном осмотре экспозиции, так и посредством публичных лекций, мастер-классов, перфомансов и других форм обучения.
Проект реализует команда специалистов Ассоциации «АУРА-Тех» при поддержке Комитета общественных связей и молодёжной политики г. Москвы, ООО «КРУСТ», а также ряда других партнёров.