Третья стороны монеты: как гурт помог побороть фальшивомонетчиков?

16.08.2024

Люди используют монеты как средство обмена уже несколько тысячелетий. И ровно столько же они борются с фальшивомонетчиками. С самого начала эра денег столкнулась со случаями подделки, осуществляемыми как отдельными лицами, так и организованными группами. Ключевую роль в борьбе с этим явлением сыграл гурт – так называется «ребро» или третья сторона монеты, расположенная между аверсом и реверсом.

 

В Античности проверка подлинности серебряных и золотых монет проводилась с помощью специального зубила, позволяющего установить чистоту металла. Многие древнегреческие драхмы, сохранившиеся до наших дней, несут на себе следы разрубов, свидетельствующих о проведённых проверках.

 

Первыми наносить узоры на ребро монеты стали древние римляне. Чтобы не портить изображение на аверсе или реверсе, они стали проверять зубилом качество монет по краям, в результате чего те превращались в импровизированные зубцы. В то время технологии не позволяли делать гурт с насечкой на массовом уровне, поэтому этот процесс был ручным.

 

Такие зубцы позволяли не только проверить качество монеты, не уродуя нанесённые на неё изображения, но и обеспечивали защиту от стачивания, что было особенно актуально для золотых монет.

 

С развитием технологий возникла потребность в более сложных формах гурта. С одной стороны, это было вызвано ростом фальшивомонетчества, а с другой стороны – необходимостью контролировать инфляцию и ценовую стабильность. Именно в этом контексте во Франции был изобретен первый гуртильный станок, благодаря которому монеты с оформленным гуртом стали вводиться в оборот в промышленных масштабах.

 

В Великобритании проблема фальшивомонетчества была решена более радикально. Под руководством Исаака Ньютона, занимавшего тогда должность смотрителя Монетного двора, была проведена масштабная замена монетного оборота за счет государственной казны. Это включало в себя разработку и усовершенствование методов нанесения гурта на монеты, для чего была использована гуртовальная машина, изобретённая французом Пьером Блондо.

 

Опыт Великобритании и Франции вскоре стали перенимать и в других европейских странах, в том числе в России. Гурт на российских монетах появился при Петре Великом, проведшем денежную реформу по аналогии с Великобританией. В 1698 году царь лично посетил лондонский Монетный двор, где встретился с Исааком Ньютоном. Неизвестно о чём они говорили, но через два года Пётр I развернул широкую монетную реформу.

 

Первой российской медной монетой, на которой появился гурт, стала денга 1709 года. С 1910 года гурт можно было увидеть на пробном алтыннике, а на золотых рублях гурт начали ставить на монетах, выпускавшихся в период с 1718 по 1728 годы.

 

Гурт золотых рублей Петра I выполнен в форме выпуклых букв, украшающих ребро монеты. При Николае II надпись наносилась в виде вдавленных букв. Разница заключается в технологии: ровный вдавленный гурт стал возможен лишь с увеличением мощностей паровых машин на монетном дворе. Для этого приходилось прибегать к различным ухищрениям, особенно в отношении сложных узоров на рублях. Это неудивительно, поскольку в то время такие монеты представляли собой значительную ценность, что делало их привлекательными для фальсификаторов.

 

Современные насечки на гурте чаще всего имеют декоративное назначение или служат для различия номиналов для людей с инвалидностью по зрению. Подделывать монеты действующей валюты для извлечения выгоды сегодня теряет смысл из-за их низкого номинала, однако кто-то этим всё равно занимается ради развлечения. А наиболее хитрые фальшивомонетчики пытаются подделать старинные монеты, имеющие высокую историческую ценность. Но и здесь на их пути встаёт гурт, выполненный античными или средневековыми мастерами много веков назад, но продолжающий оберегать их изделия по сей день.

 

Уникальность оформленного гурта в том, что его очень трудно подделать, даже в наше время. Всегда останутся мелкие различия, позволяющие отличить фальшивку от оригинала. Таким образом, на протяжении более двух тысячелетий гурт помогает бороться с фальшивомонетчиками и любителями стачивать золотые монеты.

 

Изучение гуртов старинных монет представляет собой увлекательную и еще не полностью исследованную область, которая может привести к множеству интересных находок и открытий.

 

Ведь гурт – это настоящее искусство на монетах.

 

Познакомиться со старинными монетами, как с оформленным гуртом, так и без него можно будет на выставке проекта «Трогательная история «Искусство на монетах». Гости смогут изучить наследие античности и средневековья не только визуально, но и тактильно – буквально прикоснувшись с истории.

 

Это делает экспонаты по-настоящему доступными для людей с инвалидностью по зрению, для детей и маломобильных граждан, а также позволяет более тщательно изучить их, что особенно ценно в свете того, что пролежавшие в земле тысячи лет монеты часто сильно деформированы и выглядят совершенно не так, как в те далёкие времена, когда их отчеканили.

 

Чтобы это исправить российские реконструкторы создали высокоточные копии старинных монет разных эпох. Трёхмерные модели воссоздают облик древних артефактов в их первозданном виде. Доступны они и для тактильного контакта – их можно и даже нужно трогать.

 

Познакомиться такими моделями смогут гости тактильной выставки, которая пройдёт осенью этого года в московском Музее Финансового университета.

 

Экспозиция будет интересна всем любителям нумизматики и истории, а также людям с инвалидностью всех нозологий, студентам и преподавателям финансовых и экономических специальностей.

 

Знакомство с экспонатами позволит взглянуть на историю финансовой отрасли и денежных взаимоотношений с философской и культурологической точек зрения, и в конечном итоге поможет сформировать целостную картину мировой истории.

 

Познакомиться с тактильными моделями старинных монет можно будет и позже. В дальнейшем проект «Трогательная история «Искусство на монетах» будет реализовываться в выставочных форматах и на других московских площадках.

 

Проект реализует команда специалистов Ассоциации «АУРА-Тех» при поддержке Комитета общественных связей и молодёжной политики г. Москвы, а также ряда других партнёров.

keyboard_arrow_up