Силиква: как сложилась судьба древнеримской «копейки»?
Самыми популярными монетами во все века были те, которые представляли наименьшую ценность – их чеканили больше и чаще, а владеть и расплачиваться ими могли даже бедняки. В Древнем Риме одной из таких монет была силиква. Её номинал составлял 1/24 золотого солида.
По одной версии, история этой монеты началась в 294 году нашей эры, когда император Диоклетиан провёл крупную денежную реформу и ввёл в обращение новую серебряную монету – аргентеус. Согласно западным каталогам, её более корректное название – силиква. Но и оно дано историками, так как её подлинное имя утеряно. Слово «силиква» в Древнем Риме означало мельчайшую весовую единицу (от лат. siliqua graeca – семя рожкового дерева), что позволяет нам сравнивать получившую это имя античную монету с привычной нам копейкой, название которой произошло от слова «копить» и всегда ассоциировалась с монетой самого мелкого номинала.
Другие учёные считают, что силиква появились в 324 году по личному указанию Константина Великого, как разменная монета для новой валюты – золотого солида. Так или иначе, солид можно было разменять лишь на 24 силиквы. Известны также монеты, номинал которых соответствует половине силиквы и её четверти.
При Константине I монета весила 3,4 грамма и чеканилась из серебра. В правление сына Константина Великого – Константина II появляются более лёгкие силиквы, весящие всего 2,2 грамма, а в конце IV века чеканятся и вовсе монеты весом 1,3 грамма. Впрочем, позднее вес монеты увеличится.
На её аверсе традиционно помещали бюст или голову императора в профиль. Голову венчала диадема: у августов она была жемчужной, тканной или розеточной, а у цезарей – отсутствовала, либо была тканной. Император изображался в кирасе и военном плаще, застёгнутом фибулой. По бокам аверса размещалась надпись, прославляющая правителя: DN VALENS PF AVG (Наш Господин – Благочестивый Счастливый Август). Там также указывался титул и имя императора.
Единственное исключение из этого правила – «молящийся» портрет на силиквах времён Константина I и его сыновей, а также его племянника Далмация, на которых легенда на аверсе отсутствовала.
Реверс этих монет мог порадовать большим разнообразием. В разные времена на нём изображались ворота военного лагеря, портрет императора в полный рост с лабарумом (знаменем) или легионера с копьём, фигуры Виктории, лавровые венки с хризмой, крестом или надписью VOTIS MULTIS внутри и некоторое другие картины из жизни и мифологии Древнего Рима.
В V веке силиквы стали гораздо более грубыми, в особенности в Западной империи, где происходил распад государства.
В Восточной империи после Юстиниана I, правившего с 527 по 565 годы, стилизация и упрощение силикв усиливается ещё больше. В частности, появляется портрет императора в фас, а легенды на монетах укорачиваются, деформируются, иногда даже появляются ошибки в тексте, что совершенно не свойственно для древнеримских монет. К середине, либо к концу VII века чеканка силикв полностью прекращается.
Выходит, самым поздним монетам, точное название которых мы даже не знаем, почти полторы тысячи лет. Однако познакомиться с ними сегодня может каждый. В проекте «Трогательная история «Искусство на монетах» имеется высокоточная копия древнеримской силиквы, а изучить её можно будет не только визуально, но и на ощупь, а также с помощью других способов восприятия.
Это делает экспонат по-настоящему доступными для людей с инвалидностью по зрению, для детей и маломобильных граждан, а также позволяет более тщательно изучить его, ведь пролежавшая много веков в земле монета сильно деформирована и выглядит совсем не так, как в те времена, когда она была отчеканена.
Чтобы это исправить российские реконструкторы создали высокоточные копии старинных монет разных эпох. Трёхмерные модели воссоздают облик древних артефактов в их первозданном виде – среди них и античные монеты, включая безымянную древнеримскую «копейку» – силикву.
Познакомиться такими моделями смогут гости тактильной выставки, которая пройдёт осенью этого года в московском Музее Финансового университета.
Экспозиция будет интересна всем любителям нумизматики и истории, а также людям с инвалидностью всех нозологий, студентам и преподавателям финансовых и экономических специальностей.
Знакомство с экспонатами позволит взглянуть на историю финансовой отрасли и денежных взаимоотношений с философской и культурологической точек зрения, и в конечном итоге поможет сформировать целостную картину мировой истории.
Познакомиться с тактильными моделями старинных монет можно будет и позже. В дальнейшем проект «Трогательная история «Искусство на монетах» будет реализовываться в выставочных форматах и на других московских площадках.
Проект реализует команда специалистов Ассоциации «АУРА-Тех» при поддержке Комитета общественных связей и молодёжной политики г. Москвы, а также ряда других партнёров.