Через тернии к звёздам. Как люди с инвалидностью преодолевали ограничения, чтобы войти в историю?
Инвалидность даже в её самых тяжёлых формах – это не столько ограничение, сколько испытание человека на прочность. Те, кто успешно проходят его, ничем не уступают здоровым людям, а в некоторых случаях и превосходят их. Об этом свидетельствуют реальные жизни известных личностей, оставивших глубокий след в истории человечества – научной, культурной и даже военной.
Так, знаменитый испанский стратег и полководец Блас де Лесо-и-Олаварриета совершил свой самый известный подвиг, будучи одноруким, одноногим и одноглазым. Враги в насмешку прозвали его «полумуж». Однако именно он командовал знаменитой обороной Картахены от вдесятеро превосходящих по численности англичан в ходе Войны за ухо Дженкинса и одержал блестящую победу, войдя в историю величайшим адмиралом Испании.
Другое прозвище Бласа де Лесо – «Деревянная нога». Собственную ногу он потерял в одном из боёв в самом начале своей карьеры, но это не помешало будущему адмиралу проявлять доблесть и добиваться успеха в испанских военных кампаниях. В этом ему помогал простенький протез из дерева, благодаря которому Блас мог самостоятельно передвигаться до конца своей жизни.
Николай Островский, автор знаменитого романа «Как закалялась сталь», тоже получил тяжёлое ранение в ходе другого конфликта – гражданской войны в России. Он потерял зрение и возможность двигаться, но не потерял дух. Главный его литературный шедевр был создан с помощью жены, которая буквально писала роман под диктовку. Но книга сделала автора поистине великим. Она была переведена на 56 языков и издана в 47 странах.
К постели был прикован и советский писатель Александр Беляев, переживший неудачную операцию на позвоночнике. Но это не помешало ему заниматься самообразованием, изучать медицину, биологию, технику и иностранные языки. Его первые научно-фантастические произведения были вдохновлены именно личным опытом.
Поэт Эдуард Асадов потерял зрение во время Великой Отечественной войны, но продолжал писать стихи. Он записывал их на диктофон, потом прослушивал и вслепую набирал на печатной машинке, а его жена вычитывали их, редактировала и отправляла издателям.
Российский художник Борис Кустодиев писал картины, сидя в инвалидной коляске. Именно в ней он создал свои самые известные работы, которые полны красок и радости жизни.
Инвалидом по слуху был и отец отечественной космонавтики Константин Циолковский. В 9 лет он перенёс тяжёлую форму скарлатины и почти полностью оглох, в результате чего выбыл из гимназии и изучал науки самостоятельно. Одним из первых изобретений учёного был «слухач» – жестяная слуховая трубка, которая помогала ему лучше слышать.
Преодолевать ограничения люди умели во все эпохи. Так, Марк Сергий Сил был римским полководцем во времена Второй Пунической войны. Он получил прозвище Феррум, что значит «железный», за свой металлический протез, заменивший ему потерянную в бою правую руку, а также за железный характер и желание сражаться, несмотря на многочисленные раны и увечья. Марк Сергий Сил был ранен 23 раза, в результате чего не мог пользоваться ни рукой, ни ногой. Он дважды попадал в плен к Ганнибалу и дважды сбегал от него. Дрался левой рукой и железным протезом, к которому привязывал оружие.
К слову, узнать о древнеримском герое с инвалидностью современным историкам помогли труды Плиния Старшего, но без вещественных доказательств достоверность этой истории сложно было бы установить. К счастью, до наших дней сохранилась античная монета с изображением именно этого полководца. На её реверсе Марк Сергий Сил, сидя на коне, держит в руке меч и предположительно голову врага. Монета находится в российской благотворительной коллекции «Витрина истории инклюзии», а познакомиться с ней ближе можно на официальной странице экспоната.
Так старинная монета подтвердила историю жизни античного героя с инвалидностью, более двух тысяч лет назад научившегося преодолевать любые трудности, несмотря на физические ограничения.
Современные историки всё чаще и чаще обращаются к нумизматике – науке о монетах, которая часто помогает им в исследованиях. Впрочем, сегодня эта наука доступна всем, в том числе людям с инвалидностью, для которых познавать что-то новое и развиваться стало значительно проще, чем их героическим предшественникам. Всё благодаря технологиям и инклюзии.
Так, выставочный проект «Трогательная история «Искусство на монетах» позволяет изучить ценные старинные артефакты не только визуально, но и на ощупь, а также с помощью других способов восприятия. Это делает экспонаты – модели античных и средневековых монет – по-настоящему доступными для людей с инвалидностью по зрению, для детей и маломобильных граждан, позволяя более тщательно изучить их.
Зачастую пролежавшие в земле тысячи лет монеты сильно деформированы и выглядят совершенно не так, как в те далёкие времена, когда их отчеканили. Чтобы это исправить российские реконструкторы создали высокоточные копии старинных монет разных эпох. Трёхмерные модели воссоздают облик древних артефактов в их первозданном виде. Доступны они и для тактильного контакта – их можно и даже нужно трогать.
Познакомиться с такими моделями смогут гости тактильной выставки, которая пройдёт осенью этого года в московском Музее Финансового университета.
Экспозиция будет интересна всем любителям нумизматики и истории, а также людям с инвалидностью всех нозологий, студентам и преподавателям финансовых и экономических специальностей.
Знакомство с экспонатами позволит взглянуть на историю финансовой отрасли и денежных взаимоотношений с философской и культурологической точек зрения, и в конечном итоге поможет сформировать целостную картину мировой истории.
Познакомиться с тактильными моделями старинных монет можно будет и позже. В дальнейшем проект «Трогательная история «Искусство на монетах» будет реализовываться в выставочных форматах и на других московских площадках.
Проект реализует команда специалистов Ассоциации «АУРА-Тех» при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы, а также ряда других партнёров.