Российские школы переведут на инклюзивное образование

15.02.2024

13 февраля Комитет Госдумы по охране здоровья в первом чтении одобрил правительственный законопроект, закрепляющий право детей с инвалидностью на поддержку со стороны общеобразовательных учреждений. Так, в законе закрепят помощь тьюторов, а понятие «умственная отсталость» заменят на более нейтральное «нарушение интеллекта».

 

По данным Росстата, в России живёт почти 722 тысячи детей с инвалидностью. Некоторые из них учатся в обычных общеобразовательных школах или хотят в них учиться, чтобы на равных общаться со сверстниками. Среди особенных учеников встречаются дети с нарушениями речи, проблемами зрения и слуха, органическими поражениями нервной системы и рядом других нозологий. Правительство хочет внести изменения в действующий Закон «Об образовании», чтобы лучше защитить их права.

 

Согласно предложенному законопроекту, учебные заведения позаботятся о том, чтобы школьники с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья получили необходимую поддержку. Для этого Правительство предлагает включить в список учеников, которые нуждаются в специальных условиях внутри учебного заведения, детей-инвалидов. Законопроект обяжет школы создавать для них соответствующие условия в своих стенах.

 

В настоящее время подобные обязательства для общеобразовательных учреждений предусмотрены только нормативными актами.

 

Когда законопроект будет принят, на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создадут соответствующие комиссии, которые будут выявлять особенных школьников и давать рекомендации о том, как организовать каждому из них учебный процесс.

 

Кроме того, Правительство предлагает уточнить обязанности учителей при работе с такими школьниками. В частности, педагоги должны будут учитывать особенности психофизического развития школьников и состояние их здоровья при выборе учебной программы или при воспитательных процессах.

 

Перечень условий, необходимых для обучения детей с особенностями здоровья, включает в себя адаптированные образовательные программы, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, специальные учебники, услуги помощника, тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, беспрепятственный доступ в школу и многое другое.

 

Примечательно, что ранее в перечне специальных условий не было тьюторов, хотя подзаконные акты предусматривают введение в штат школ такого специалиста. Какие бы ни были особенности здоровья у ребенка, тьютор поможет включить подопечного в учебный процесс, будет рядом на уроках и переменах.

 

Законопроект также предлагает заменить термин «умственно отсталый» по отношению к ученику. Такое словосочетание, по мнению законотворцев, заведомо ограничивает возможности детей с таким диагнозом в успешной социализации. Его предлагается заменить на более нейтральное обозначение «нарушение интеллекта». Кроме прочего, изменения помогут защитить и персональные данные ребёнка – медицинский диагноз нельзя будет разглашать третьим лицам.

 

По словам главы Комитета Госдумы по охране здоровья Бадмы Башанкаева, за последние десять лет дети с ограничениями здоровья стали более социально адаптированы. Многие из них предпочитают обучаться в обычных школах, благодаря современным стандартам инклюзии. Одобренный комитетом законопроект – это, по сути, механизм создания условий для полноценного обучения детей с особенностями физического, психического или психологического развития во всех общеобразовательных учреждениях страны, уверен парламентарий. Его слова приводит «Парламентская газета».

keyboard_arrow_up