Образование, доступное всем! Эксперты поделились практикой создания безбарьерного пространства в образовательных учреждениях

22.08.2023

18 августа в Москве прошла панельная дискуссия «Добрый колледж: доступность профессионального образования через цифровые решения». Эксперты поговорили о том, как с помощью цифровых технологий меняется облик современного колледжа, и как реализуются решения по созданию безбарьерной среды для студентов с инвалидностью.

 

Сегодня в системе среднего профессионального образования обучается порядка 38 тысяч людей с ограничениями по здоровью. В 8 из 10 профессиональных образовательных организаций уже есть программы для них.

 

Современные решения и технологии позволяют делать пространства для людей с инвалидностью и всех остальных универсальными и доступными. Именно они и стали ключевой повесткой встречи.

 

Спикеры рассказали о наиболее интересных и результативных практиках в сфере обеспечения доступной среды в образовательных учреждениях, упомянули наиболее перспективные технологические решения.

 

Дарья Гвоздева, координатор проектов Ассоциации «АУРА-Тех», рассказала о новых цифровых технологиях, которые помогут колледжу стать доступнее.

 

В частности, участники встречи познакомились с такими устройствами для незрячих, как умный помощник «Робин» и устройство распознавания речи «Чарли», разработанные Лабораторией «Сенсор-Тех». В одном из докладов было упомянуто приложение «Альберт» того же разработчика.

 

Речь шла также и о сервисе для общения людей с нарушением слуха «Сурдо-помощь», который переводит речь в текст и обратно, обеспечивая видеоконференцию с сурдопереводчиком, а также предоставляет виртуального сурдопереводчика.

 

Для оценки объектов образовательной инфраструктуры на доступность участникам встречи предложили использовать приложение «Моя доступная страна». С его помощью можно самостоятельно провести оценку учреждения без привлечения к этому экспертов. Все, что нужно – заполнить относительно небольшой чек-лист, по результатам которого можно будет получить паспорт объекта с указанием зон, требующих адаптации для людей с инвалидностью.

 

Освоить навыки взаимодействия с людьми с инвалидностью и избегать кризисных ситуаций помогут обучающие онлайн-курсы Академии доступной среды. Они учат оказывать ситуационную помощь, раскрывают основы морально-этических аспектов взаимодействия с людьми с ограничениями здоровья, в том числе с ментальными нарушениями. Курс можно быстро адаптировать под потребности обучающегося, включив или исключив из него определенные образовательные модули.

 

Определить какие именно модули необходимы поможет ежегодное тестирование, которое проводится в ходе Общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда». Мероприятие приурочено к Международному дню инвалидов и обычно проходит в Декаду инвалидов – в начале декабря. Участие в нём помогает определить уровень знаний в сфере инклюзии и найти темы, знания в которых нуждаются в улучшении. Вопросы для теста разрабатывают ведущие российские эксперты в области создания доступной среды, а сам тест размещен на цифровой онлайн-платформе.

 

Модератором панельной дискуссии выступила Наталия Михайловна Золотарева, и.о. ректора ФГБОУ ДПО Институт развития профессионального образования, кпн, доцент.

 

В ходе встречи были подняты и другие темы.

 

– Алёна Болдышева, заместитель генерального директора по связям с общественностью ООО «Говорящий город», познакомила участников с системой радиоинформирования и звукового ориентирования по ГОСТ 59431-2021 для обеспечения самостоятельного передвижения в сложных условиях города для инвалидов по зрению и других МГН;

 

– О том, как сделать доступным образовательное пространство, рассказал Федор Мольков, директор Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая;

 

– Наталья Голубовская, начальник Центра научно-методического обеспечения профессионального образования УО РИПО, республика Беларусь. познакомила участников с  цифровизацией научно-методического обеспечения системы профессионального образования»;

 

– О том, какие бывают цифровые адаптивные технологии для обеспечения образовательного процесса учреждений среднего профессионального образования, рассказала Лада Данилова, заместитель директора ООО «Профобразование»;

 

– Ирина Пермагаева, заместитель директора по инклюзивному образованию ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», кандидат педагогических наук выступила с докладом «Мультимедийный парк «Сфера» как современная площадка для профориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ»;

 

– О цифровых решениях для людей с нарушением зрения в образовании рассказала участникам Ксения Дмитриева, руководитель программы «Особый взгляд».

keyboard_arrow_up