Иван Бирюков рассказал об обеспечении участников СВО средствами реабилитации отечественного производства

14.08.2023

Председатель Координационного совета Народного Фронта по делам инвалидов, директор Ассоциации «АУРА-Тех» Иван Бирюков прокомментировал вопрос обеспечения участников СВО техническими средствами реабилитации, который обсуждался на заседании комиссии Государственного совета по направлению «Социальная политика». Его слова приведены в публикации Народного фронта.

 

О протезировании ветеранов СВО

 

«На текущий момент система обеспечения техническими средствами реабилитации участников СВО состоит из двух частей: есть часть медицинской помощи и реабилитации, которую оказывают Министерство обороны и другие профильные силовые ведомства и структуры. В настоящее время этот вопрос в общем урегулирован, однако есть единичные случаи с задержкой по срокам обеспечения ТСР и по качеству оказания услуг. В целом можно характеризовать динамику как позитивную, но требующую уточнения и финального отлаживания в части сроков и контроля качества реабилитационных мероприятий.

 

Другая часть пострадавших в ходе СВО попадает в гражданскую систему реабилитации. Это демобилизованные, военнослужащие из числа добровольческих объединений, а также мирные граждане, пострадавшие в ходе агрессии СВУ. Здесь мы сталкиваемся с типичными проблемами в обеспечении ТСР, существующими на текущий момент. Это превышение сроков обеспечения ТСР, неполное обеспечение всеми необходимыми устройствами и услугами.

 

Так, по имеющейся у нас информации, только на конец прошлого года количество не выданных протезно-ортопедических изделий, подлежащих выдаче на конец отчётного периода, составило более 40%, что, конечно, требует существенной корректировки. Мы видим системную недофинансированность этой сферы: объём потребности на текущий момент существенно превышает соответствующие бюджетные ресурсы, предусмотренные на данные цели. В том числе это приводит и к затягиванию сроков обеспечения ТСР в регионах страны.

 

ТСР можно условно разделить на индивидуальные изделия, к которым, например, относится большая часть протезно-ортопедических изделий, и серийную продукцию. Важно понимать, что введение механизма Электронного сертификата на ТСР в целом показывает положительную динамику и характеризуется сообществом как положительный инструмент в части обеспечения серийными техническими средствами реабилитации, однако для протезно-ортопедических изделий Электронный сертификат действует только с июня текущего года. Следует отметить, что каждый протез индивидуален, а утверждённая Минтрудом России классификация отражает только тип изделия и не учитывает технические характеристики протеза, необходимого конкретному человеку.

 

Так, средний разброс цен на один и тот же вид протеза (что встречается даже внутри одного и того же госконтракта) составляет свыше 70%, что приводит к неурегулированности цены на протез и к тому, что человеку с инвалидностью зачастую приходится тратить собственные средства, причём существенные, не имея гарантии, что государство компенсирует эти расходы. Необходимы дополнительные меры, чтобы ликвидировать недоработки в части расчёта стоимости протезно-ортопедических изделий и номинала сертификата на них.

 

Также следует отдельно рассмотреть вопрос качества подготовки специалистов медико-социальной экспертизы и Социального фонда России, у которых в настоящий момент нет достаточных компетенций в протезировании. Теперь специалисты МСЭ должны в индивидуальных программах реабилитации и абилитации (ИПРА) указывать детальные характеристики протезов и их компонентов.

 

При этом мы знаем, что специалистов в данной сфере в штате указанных организаций попросту нет в достаточном количестве. Отрадно, что МСЭ провело обучение своих специалистов. Однако для получения необходимых компетенций требуется большая работа по повышению уровня информированности работников МСЭ и Социального фонда России о существующих технических характеристиках ТСР, к которой должны быть привлечены ведущие специалисты отрасли.

 

Поэтому сейчас говорить о том, что практика выдачи Электронных сертификатов на протезно-ортопедические изделия полноценно заработала, преждевременно. Пока мы воспринимаем текущие изменения как положительный сигнал, но давать содержательную оценку произошедшим изменениям пока рано, потому что система еще не настроена», – говорит Иван Бирюков.

 

Об отечественном производстве средств реабилитации

 

«В разных группах ТСР разные соотношения отечественных и зарубежных технологий, обобщать здесь не стоит. У Минпромторга России есть план импортозамещения, который сейчас корректируется с точки зрения актуализации отдельных позиций. Однако это улица с двусторонним движением: для того чтобы реабилитационная промышленность могла запустить производство той или иной продукции, на неё должен быть чёткий государственный заказ, обеспечивающий сбыт. К сожалению, так происходит отнюдь не всегда.

 

Например, в рамках постановления правительства для государственного заказчика определена квота на закупки отечественных ТСР (кресла-коляски с электроприводом), однако установленная квота не выполняется, что приводит к тому, что предприятия-производители, которые организовали в России производство, работают «на склад», а рынок занимают импортные товары, зачастую уступающие по качеству отечественным аналогам.

 

Другой пример:ранее почти весь объём подгузников и абсорбирующего белья для людей с инвалидностью, закупаемый государством, производился на территории России, но в последнее время мы видим, что после определения правительством единственного поставщика на подгузники — они стали закупаться у производителей из ближнего зарубежья.

 

То есть мы видим позицию государственного заказчика, который не создаёт условий, при которых промышленность могла бы полноценно строить долгосрочные планы по развитию производственной базы. Вместе с тем, по основному массиву закупаемых средств реабилитации, в России имеется высокий уровень локализации, либо наличие собственных производств и технологических цепочек.

 

Рынок ТСР в России и мире – это, в первую очередь, малые и средние предприятия, потому что ТСР – это, как правило, индивидуальные изделия, которые адаптируются под конкретного человека. Малые, средние и микропредприятия здесь показывают максимальную эффективность. Поэтому важно сохранить доступ к государственному заказу для микро-, малых и средних предприятий и не допустить монополизации рынка – именно это позволит повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить качество технических средств реабилитации», – говорит Иван Бирюков.

 

***

 

Вопросами обеспечения техническими средствами реабилитации и организацией протезирования российских военнослужащих, а также мирных жителей, получивших ранения в ходе специальной военной операции, занимаются специалисты Центра «Технологии возможностей», Народного фронта и отечественных предприятий реабилитационной индустрии.

 

Получить поддержку можно, позвонив по телефону «горячей линии»: 8(964)536-536-1 или оставив заявку на сайте проекта: www.tsr.center.

 

keyboard_arrow_up