Экспонаты проекта «Витрина истории» рассказывают о судьбе ветеранов минувших войн
1 июля в России отмечалась памятная дата – День ветеранов боевых действий, или, как его называют с 2009 года – «День памяти и скорби ветеранов боевых действий». Такое название дано не случайно. Ведь за каждую войну приходится платить жизнями и здоровьем солдат. Об этом наглядно свидетельствуют экспонаты коллекции «Витрина истории», которые рассказывают о быте и особенностях ветеранов с инвалидностью минувших военных конфликтов.
Так, информационная листовка из Германии начала XX века передаёт быт инвалидов Первой мировой войны, а также демонстрирует средства реабилитации, которыми пользовались в то время.
Отсутствие сентиментальности и прагматизм – вот, что отличало немецких чиновников, инженеров и врачей в вопросе интеграции военных инвалидов в трудовую деятельность. Количество увечных в Первую мировую только в Германии составило 1,5 млн. Проблема требовала немедленного решения. Этим и занялась «Немецкая ассоциация защиты инвалидов» («DVK»).
Совершенно новым оказался основной посыл всей компании «DVK» о том, что сами телесные повреждения не являются проблемой. Проблема в том, что увечья уменьшают социальную полезность человека. Для рационализации и оптимизации рабочей силы инвалидов войны необходимы рабочие протезы. Профессор ортопедии Берлинского университета Герман Гохт жаловался, что ветераны используют протезы только для того, чтобы скрыть увечья, в то время как: «Восстановление рабочих функций имеет первостепенное значение не только для человека с поврежденными конечностями, но и для широкой общественности, для всего народа, для государства».
Для разработки протезов была создана «Немецкая ассоциация инженеров» («VDI»). Целью ее работы являлась: «создание работоспособной и в то же время экономически эффективной модели замены руки. В частности, должны соблюдаться следующие критерии: простота всего протеза, долговечность, малый вес, умеренная цена, легкость надевания и снятия протеза, защита от несчастных случаев». Новыми разработками, с высокой долей конкуренции, начали заниматься «Deutsche Rota-Werke» («Рука Рота»), «Ferdinand Emil Jagenberg Maschinen-Fabrik» («Рука Ягенберга») и «Siemens-Schuckert-Arm» (хорошо нам известная «Siemens»).
Разработчики Siemens предложили крепить рабочий протез не к культе, как ранее, а к плечу. Основная идея заключалась в том, что культя никогда не достигнет полной силы здоровой конечности. Рабочий протез руки с тяжелым инструментом должен быть закреплен на здоровой части тела, способной к работе в полную силу. К тому же крепление протеза непосредственно к культи отрицательно сказывалось на состоянии мышц и кровообращении.
Фотоматериалы представленной в коллекции листовки иллюстрируют продукцию компании Рота и Ягенберга. В листовке собраны фотографии демонстрационных стендов, протезов ног и рабочих протезов рук, представлены и функциональные возможности этих ассистивных устройств.
А вот литографии Никола Туссен-Шарле и вовсе поднимают тему ветеранов наполеоновских войн.
Удивительно, насколько по-разному отразились события военных походов Наполеона в творчестве учителя и его ученика. Знаменитый батальный живописец Антуан-Жан Гро прославился своими монументальными полотнами, прославляющими Наполеона и его генералов.
Комплиментарный образ Бонапарта в окружении своей героической армии — так можно охарактеризовать все происходящее на полотнах Гро. И по вполне понятным причинам художник был отмечен властью при жизни различными званиями и регалиями. Вот только памятник в Париже был поставлен его менее титулованному ученику Никола Туссен-Шарле (1792-1845 гг.).
Изначально монумент представлял из себя памятную колонну с медальоном и две бронзовые фигуры: пожилой солдат и ребенок. Именно эта тема, ветеран и дети, станет излюбленной в творчестве Шарле.
Война на его картинах разительно отличалась от изображений Гро. Никаких высоких чинов и генералитета. Это простой быт солдат, их взаимоотношения, причем не всегда уставные. И конечно жанровые сценки из жизни военных и мирного населения, потому как война – это не только сражения. Причем картины Шарле передают весь спектр человеческих эмоций и бытовых ситуаций, от трагических до комических. А одно из немногих монументальных полотен художника «Эпизод из русской компании» посвящено совсем негероическому зимнему отступлению армии Наполеона из России.
В коллекции «Витрины истории» находятся две литографии (гравюра на камне) Никола Туссен-Шарле. Дети и покалеченные ветераны. Эти жанровые сцены полны символизма. У Шарле пересекаются два человеческих мира. С одной стороны, прошедший страдания, смерть и вынужденные убийства пожилой изувеченный человек. А с другой стороны, недавно пришедшие в этот мир, несведущие и еще эмоционально незрелые дети.
С детской непосредственностью мальчик хвастается перед безруким инвалидом: «Смотри, что я выиграл в школе у ребят! Крест, такой же, как и у тебя». На другой гравюре двое детей спрашивают безногого ветерана: «Говорят, у тебя деревянная нога от рождения?».
Трагедия старшего поколения в глазах молодых превращается в фарс: наградной крест, полученный в боях, — всего лишь занятная безделица, игрушка, а протез ноги, как любопытный аксессуар.
О героическом прошлом увеченных людей намекают только рельеф с батальной сценой за спиной калеки на одной гравюре и надпись на военную тему на стене дома на другой.
Прослужив в Национальной гвардии и участвуя в обороне Парижа, сам бывший солдат, Никола Туссен-Шарле, изобразительными средствами пытается донести до зрителя свою позицию. Ведь несмотря на бравый пафос наполеоновских батальных компаний, простому солдату достались лишь увечья, горькие сожаления и в конечном итоге забвение.
О быте ветеранов Второй мировой войны можно судить по гравюрам 1925 и 1961 гг., демонстрирующем тележки для передвижения инвалидов с ампутацией нижних конечностей. В качестве толкателей выступали специальные палочки, две из которых также имеются в коллекции выставки.
История этого простейшего ассистивного устройства насчитывает столетия. Мобильные платформы для передвижения людей с утраченными конечностями можно встретить и на старинных средневековых гравюрах, и на улицах современного города. Платформа обивалась мягким материалом. К ней крепились регулируемые ремни для фиксации туловища. В свою очередь ремни закреплялись на поясе. Такая тележка использовалась людьми при высокой ампутации нижних конечностей.
Устройства в виде платформы и толкателей получили широкое распространение после Отечественной войны. Дело в том, что государство не могло обеспечить современными фабричными протезами многочисленных ветеранов. Для инвалидов ВОВ хоть и предписывались льготы, в том числе на получение протезов и автомобилей, но в реальности свою инвалидность, поученную на фронте, надо было еще доказать.
Для покалеченных людей разработали критерии врачебно-трудового анализа увечий. В соответствии с этими критериями и проводилась экспертиза «ЦИЭТИН» («Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов»). Мало того, что нужно было пройти экспертные процедуры, так до места экспертизы инвалиду нужно было добраться самостоятельно. По этой причине достаточно большой процент людей с серьезными увечьями оставались без современной и технологичной помощи от государства.
Представленные инвалидные палочки относятся к 1950-м гг. Учитывая, что конструкция тележек очень простая, то зачастую их изготавливали и до сих пор изготавливают кустарным способом. К тому же заявленные цены в 6 – 10 тыс. явно завышены. Одним из современных нововведений стало использование мастерами электропривода.
Со всеми экспонатами можно познакомиться, посетив виртуальную экспозицию коллекции «Витрина истории» на официальном сайте.
Проект реализуется при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.