115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
25-04-2023, 15:45

Более 2200 исторических артефактов расскажут об истории реабилитации людей с инвалидностью

Уникальный выставочный проект, рассказывающий о том, как развивалась инклюзия, с Античности и до наших дней, продолжает расширять коллекцию историческими артефактами. Все они, так или иначе, связаны с реабилитацией и буквально рассказывают о том, как на протяжении всей истории общество уделяло особое внимание вопросам социальной поддержки людей с инвалидностью.

 

В настоящее время в коллекцию «Витрины истории» входит уже более 2200 экспонатов, ломающих стереотип о бесчувственности и невежественности наших предков. Каждый из них немой свидетель того, как общество разных стран и культур помогало людям, получившим травму, больным или родившимся с ограничениями здоровья.

 

Совсем недавно коллекция проекта пополнилась ещё 150 артефактами XVIII – XX веков нашей эры.

 

Так, в собрании гравюр появилось изображение проекта первого слухового рожка в истории. Этот офорт был выполнен специально для «Журнала для джентльменов с историческими хрониками» (The Gentleman's Magazine and Historical Chronicle) в 1759 г.

 

На иллюстрации изображено «акустическое кресло». Из описания можно узнать, что слуховой рожок маскировался в его обивке. Звукоулавливающая слуховая воронка в виде ковша с мелкими отверстиями монтировалась сбоку, к спинке кресла. Длинная трубка звуковода огибала спинку кресла и выходила с противоположной от слуховой воронки стороны. Конец этой трубки, через небольшое отверстие, направлялся прямо к уху. Изобретатель кресла предлагал говорить непосредственно в слуховую воронку для лучшей передачи звука.

 

 

Другой интересный артефакт попал в коллекцию «Витрина истории» прямиком из XIX века. Это изящный, красивый и эргономичный слуховой рожок, похожий на ювелирную безделушку.

 

Его звуковой купол представляет из себя скорее вспомогательное обрамление для фиксации декоративной решетки. Рисунок решетки воспроизводит стилизованный растительный орнамент, так любимый в эпоху модерна. Корпус рожка выполнен из посеребрённой латуни, а наушник звуковода – из кости. Звуковая трубка вращается вокруг своей оси, так что рожок можно было прикладывать как к левому, так и к правому уху.

 

В обычном быту он, конечно, был бесполезен и вероятнее всего использовался в театре и на светских мероприятиях. Дело в том, что в конце XIX в., а выполнен он был примерно в 1885 г., во Франции, наиболее эффективными были массивные слуховые трубки с длинным звуководом и куполом в виде ковша. Подобный ассистивный прибор общественность считала неподходящим для открытой демонстрации в публичных местах. А вот карманным слуховым рожком можно было спокойно пользоваться, не опасаясь косых взглядов.

 

Абсолютно плоская форма рожка делала его почти незаметным и при этом очень удобным для удерживания в руке. По размеру он спокойно помещался в дамскую ладонь, потому как ненамного больше модных карманных часов. Тем не менее такая форма рожка встречается редко. Экспонат уникален и формой купольной решетки. Не известны аналоги, где бы еще использовался такой сложный орнамент.

 

 

Коллекции «Витрины истории» пополнилась также уникальной ксилографией (это гравюра на дереве), которую выполнил японский художник Кацусика Хокусай для своего сборника «Манга» в 15 томах. Сборник, в который входили зарисовки на различные бытовые темы, аллегории, пейзажи, растения и животные, издавался с 1814 по 1878 гг.

 

Гравюра изображает огромного слона, вокруг которого суетятся маленькие фигурки слепых монахов. Сюжет для этой ксилографии взят из притчи о слепцах, которые решили выяснить, как же выглядит слон. Но так как каждый ощупывал только отдельную часть тела животного, в результате у всех персонажей сложились разные и, по сути, ложные представления о слоне. Смысл этой аллегории в том, что люди не видят правду и не в состоянии познать истину, потому как субъективны в своих оценках и признают только свою точку зрения. Притчу можно рассматривать и как совет прислушиваться к мнению других, чтобы иметь возможность увидеть какое-то явление в целом.

 

Гравюра печаталась на двух листах, поэтому в центре видно место склейки. На листе заметна и характерная для бумаги верже «полосатая» фактура. Хокусай немного отступает от сюжета притчи. В истории о слепцах обычно фигурирует шесть персонажей, а здесь их значительно больше. Не без иронии художник отмечал, что слон, он же метафора истинного знания, настолько велик для маленьких людей, что увидеть всю суть промысла Божьего они просто не в состоянии.

 

 

Напомним, что познакомиться с этими и многими другими экспонатами можно благодаря проекту «Виртуальная выставка «Витрина истории инклюзии», в рамках которой коллекция оцифровывается и становится доступной в цифровом формате. Для этого достаточно посетить официальный сайт выставки.

 

Коллекция «Витрина истории» – культурно-исторический проект. Но его ключевая миссия в другом – привлечь внимание к такому социально значимому сегменту промышленности как реабилитационная индустрия России, продемонстрировать, что эта индустрия была и остается неотъемлемой частью жизни общества, начиная от древних времен и до наших дней.

 

Проект реализуется при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

 

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте