Главное – человек. Этика общения с людьми с инвалидностью
Этика, как и любая другая философская дисциплина, меняется и развивается, как меняется и развивается мораль и нравственность. То, что ещё 20 лет назад казалось обыденным и вполне нормальным, сегодня устаревает и не вписывается в социальную парадигму. Это часть гуманитарного прогресса, свойственного человечеству на равных с научно-техническим прогрессом.
20 лет назад россияне, руководствуясь советскими стандартами, называли людей с ограниченными возможностями здоровья «инвалидами». В обиходе ещё встречались такие слова, как «безногий», «безрукий» и даже «калека».
Сегодня слово «инвалид» – это скорее юридический и медицинский термин, означающий принадлежность к социально-уязвимой группе граждан, для которых предусмотрены определённые льготы. А другие устаревшие термины и вовсе могут рассматриваться обществом как пренебрежительные и оскорбляющие выражения.
Современные стандарты инклюзивной этики изменились во всём мире. В сфере социальных коммуникаций сейчас действует правило «Люди превыше языка» (от англ. «people-first language»). Это касается всей социальной этики, а не только людей с ОВЗ. Когда говорят о ком-то, то сначала необходимо подчеркнуть, что речь идёт о человек, а уже затем уточняется его состояние, особенности здоровья или болезнь.
Таким образом, на Западе людей с инвалидностью обычно обозначают нейтральным выражением «люди с особыми потребностями» (англ. «people with special needs»). В русском языке приняты похожие выражения – «люди с инвалидностью», «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ограничением жизнедеятельности». То есть используется выражение, которое отмечает особенность человека, а не характеризует его самого.
Например, говоря про людей с ментальными особенностями, лучше не употреблять слово «болезнь» или «страдающий». Правильно говорить «человек с аутизмом». Если сказать «человек, страдающий аутизмом», то мы невольно дадим ему характеристику, что противоречит принятой этике «Люди превыше языка». Тоже самое касается выражения «болен аутизмом». Аутизм, а точнее расстройство аутистического спектра – это не болезнь, которую можно вылечить как грипп или простуду, а особенное состояние, с которым человек вынужден жить всегда.
Слово «даун» по отношению к человеку с синдромом Дауна – некорректно и оскорбительно. В английском языка вообще нет такого слова – это плод русского сленга. Правильно говорить про таких людей «Человек с синдромом Дауна».
В русском языка наиболее корректное обозначение всех людей с ограниченными возможностями здоровья – «люди с инвалидностью» или «люди с ОВЗ» (ограниченными возможностями здоровья). Впрочем, слово «инвалид» тоже уместно, если мы употребляем его как юридический или медицинский термин, говоря о человеке, имеющим группу инвалидности. Также можно использовать фразу «человек с ограниченными физическими возможностями здоровья», если речь идёт о человеке именно с физической инвалидностью, а не с ментальной.
Слово «глухонемой», активно используемое в СССР и в постсоветское время, некорректно по отношению ко всем глухим. Это связано не с этикой, а исключительно со значением этого слова. Ведь среди неслышащих людей очень мало тех, кто совсем не может говорить. Поэтому, если перед вами человек с инвалидностью по слуху, то даже если он не использует словесную речь, вряд ли он немой. Наиболее корректно говорить про него «неслышащий». «Глухой» тоже допустимо, если не используется в пренебрежительном контексте.
Аналогично со слепыми. Правильно называть их «незрячие», но «слепые» тоже уместно.
Исследования особенностей инклюзивной коммуникации сегодня активно ведутся не только на Западе, но и в России. Отечественные эксперты подготавливают научно-философскую базу под современную этику, создают и используют эффективные стандарты для образования, ориентируемые на современную мораль, а также активно работают с населением – проверяют знания и проводят обучающие мероприятия.
Одним из ключевых центров компетенций в сфере инклюзивных коммуникаций является проект «Академия доступной среды», который уже много лет подготавливает специалистов самых разных сфер особенностям общения с людьми с инвалидностью.
Проект предлагает учебную программу повышения квалификации, построенную на модульной системе, в которой состав курса определяется сферой полномочий специалиста.
Программа обучения быстро и легко настраивается под потребности корпоративных клиентов, а существующие технологии позволяют обучаться в дистанционной форме. Такой подход делает процесс усвоения знаний более простым и доступным. Каждый сотрудник, прошедший обучение, получает именной сертификат, свидетельствующий о новых компетенциях.
Пройти курс и узнать больше об особенностях инклюзивной коммуникации можно на официальном сайте.
По вопросам участия в проекте и записи на онлайн-обучение обращайтесь к руководителю Академии доступной среды Наталье Беляевой: +7 926 863-86-19, belyaeva@social-tech.ru.