115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
25-04-2022, 09:00

Обзор ключевых технологий и средств реабилитации для людей с ДЦП

Дети и взрослые с церебральным параличом имеют потребность в технических средствах реабилитации и ассистивных устройствах, которые помогают сделать их жизнь проще и комфортней. Эта потребность может различаться, в зависимости от течения болезни и особенностей организма. Одному человеку может потребоваться вспомогательное устройство для альтернативной коммуникации, в то время как другому будет достаточно ходунков или костылей.

 

Как правило, это зависит от типа церебрального паралича и нарушений мышечного тонуса. Современная реабилитационная индустрия предлагают множество продуктов для ежедневной помощи людям с инвалидностью, в том числе с ДЦП.

 

Проведём небольшой обзор по самым востребованным в мире средствам реабилитации и ассистивным устройствам.

 

1. Кресло-коляска

 

 

 

Человек с тетраплегией, тетрапарезом или спастическим напряжением мышц может испытывать  трудности при ходьбе из-за непроизвольного сокращения мышц или наоборот – снижения двигательной активности. При поражении обеих ног, кресло-коляска часто становится наиболее оптимальным средством для обеспечения мобильности. Множество колясок разрабатывается и создаётся специально для людей с ДЦП. В таких устройствах предусмотрен фиксированный угол спинки и специальный подголовник, а также ремень, удерживающий человека в положении сидя. Кресла-коляски главным образом делятся на три типа: комнатные и прогулочные с ручным приводом; активные с ручным приводом; электрические.



2. Ходунки, роллаторы, трости с тремя или более ножками

 

 

Для людей с ДЦП существуют специальные средства, которые обеспечивают опору и помогают сохранять равновесие при ходьбе или просто находиться в вертикальном положении. Некоторые устройства для ходьбы с опорой на руки - роллаторы и ходунки -  представляют собой рамы с четырьмя ножками, либо с двумя ножками и двумя колесиками. Подобные приспособления позволяют человеку сохранять устойчивость и при этом их можно передвигать, толкая или выдвигая вперед. Целый ряд ходунков и роллаторов оснащены сиденьем для отдыха, перекладиной для коленей или сумкой, позволяющей использовать роллаторы в качестве тележки. Трости с тремя или более ножками - это устройства для передвижения, которые имеют одну рукоятку, одно вертикальное основание и три или более ножки. Благодаря большому количеству опорных точек такая трость гарантирует повышенную устойчивость.

 

3. Адаптивные велосипеды

 

 

Другим популярным устройством является трёхколёсный велосипед, специально созданный для перемещения и реабилитации через физические нагрузки. Создатели таких велосипедов считают, что регулярная езда улучшает дыхание, а также возможность контролировать своё тело, одновременно укрепляя мышцы и улучшая координацию. Некоторые велосипеды для людей с инвалидностью – хэндбайки – приводятся в действие не ногами, а руками. То есть система ведущих звёзд в хэндбайках располагается буквально на руле и приводится в действие с помощью рук.

 

4. Подъёмники




Люди с ДЦП могут испытывать затруднения при перемещении в пределах квартиры. Для решения этой задачи могут использоваться механические подъёмники, которые позволят удобно и безопасно пересесть в ванну, кресло-коляску или в кровать. Подъемники и системы перемещения могут быть смонтированы на потолке квартиры или стене. Для перемещения человека по комнате или между разными комнатами могут быть использованы потолочные рельсовые системы. В некоторых случаях подъёмники могут быть предназначены только для перемещения человека в ванную или бассейн – подобные устройства позволяют человеку перемещаться в области, ограниченной положением подъемника, свободностоящего и смонтированного на полу.

 

5. Автокресла

 

 

В некоторых странах применяются специальные адаптивные кресла, которые обеспечивают наибольшее удобство и безопасность ребёнку с ДЦП при передвижении на автомобиле. Производители такой продукции подчёркивают, что не стоит самостоятельно пытаться адаптировать обычное детское автокресло под нужды ребёнка с инвалидностью.

 

6. Средства для общения

 

 

Специальные технические устройства и материалы, заменяющие или дополняющие речь, остро необходимы людям с церебральным параличом, испытывающим трудности с коммуникацией из-за спазмов мышц рта, горла и языка. Такие устройства помогают выражать свои мысли самыми различными способами – демонстрировать знаки, буквы, символы, изображения или озвучивать текст с помощью специальных средств. Среди устройств альтернативной и дополнительной коммуникации можно выделить карточки и коммуникативные таблицы, коммуникационные кнопки и планшеты, мобильные приложения и программное обеспечение с экранными карточками, адаптированные средства управления компьютером: джойстики, клавиатуры, трекболы, кнопки-переключатели, головные мыши, реабилитационные айтрекеры в виде комплексных устройств – моноблоков или приставок к компьютеру и планшету.

 

7. Адаптивные инструменты для творчества

 

 

Творческая арт-терапия является сегодня одним из самых популярных и востребованных способов реабилитации. Особенно необходима она детям, поскольку помогает становлению личности и является средством самовыражения, позволяющим ребёнку реализовать свой талант, невзирая на инвалидность. Инструменты для арт-терапии могут быть самыми разными и зависят от формы ДЦП и особенностей здоровья. Например, ребёнку со спастической диплегией проще использовать большие маркеры или толстые кисти для рисования, так как их легче удерживать в руках. Чтобы ребенку с церебральным параличом было проще рисовать, можно использовать фиксаторы для кисточек и маркеров. Также можно использовать пальчиковые краски.

 

8. Устройства для адаптации ванной




Возможность самостоятельно мыться и соблюдать гигиену чрезвычайно важна в жизни каждого человека. Людям с церебральным параличом могут пригодиться простейшие средства, такие как сиденье или стул для ванны с санитарным оснащением. Также стоит упомянуть унитаз с гигиеническим душем или функцией биде. Современная реабилитационная индустрия также предлагает комплексные  мобильные туалетно-душевые системы для детей с ДЦП, которые позволят легко и с комфортом для ребенка проводить все гигиенические процедуры. Подобные санитарные системы можно использовать как насадку на унитаз, мобильную опору над унитазом, кресло-туалет и душевое кресло. Для удобства перемещения и сохранения равновесия душевые и ванные комнаты могут оснащаться дополнительными поручнями и опорами. В некоторых случаях люди с церебральным параличом устанавливают душевую кабину с максимально низким поддоном или, если это возможно, делают слив воды в пол. Однако, существуют и адаптивные ванны для людей с инвалидностью, со встроенной дверцей и сиденьем.

 

9. Письменные принадлежности

 

 

Для того, чтобы человек с ДЦП мог беспрепятственно получать образование, применяется множество ассистивных устройств, помогающих в удобной для него форме освоить письменную речь. Это и специализированные ручки, карандаши, и пишущие инструменты с устойчивой записью, делающие почерк ученика более понятным. Также существуют специализированные ручки и карандаши, адаптированные индивидуально, с укрупненной ручкой. Письменные принадлежности можно также адаптировать самостоятельно: для этого необходимо увеличить толщину ручки.

 

10. Адаптированные клавиатуры и компьютерные мыши

 

 

Специальные адаптированные клавиатуры предназначены для оснащения рабочих мест и учебных аудиторий для людей с нарушениями опорно-двигательных функций. При моторных нарушениях средней и высокой степени пользователи компьютера нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера, расположенными далеко друг от друга, а также в клавиатурах, в которых каждая кнопка расположена в специальной углубленной полости – все это облегчает работу на клавиатуре и позволяет исключить возможность одновременного нажатия разных клавиш. Кроме клавиатур, используются специальные адаптированные компьютерные мыши, трекболы и джойстики. Подобные устройства действуют аналогично компьютерной мыши по функциям: позволяют перемещать курсор на экране путём вращения шара или рукоятки. Настольный джойстик специально разработан таким образом, чтобы облегчить занятия на компьютере людям с ДЦП. Также на платформе джойстика имеются дополнительные кнопки, которые могут быть запрограммированы на выполнение различных задач: дублирование определенных кнопок с клавиатуры, мыши или целой комбинации клавиш.

 

11. Системы «Умный дом»

 



 

«Умный дом» – это система устройств, способных выполнять действия и решать определённые повседневные задачи без участия человека. Для людей с церебральным параличом может быть актуально сразу несколько подобных технологий. Например, автоматическая система проветривания помещения позволяет без участия человека открывать и закрывать окна. Она позволит минимизировать дискомфорт человека с ограниченной двигательной активностью при проветривании помещения. Также существуют системы для автоматического открывания дверей. Они состоят из пульта управления и автоматического открывателя дверей и предназначены для облегчения доступа людей с церебральным параличом в ванную комнату, туалет или другое помещение. Управление системами «умного дома» осуществляется либо с помощью пульта дистанционного управления, либо в установленном на мобильный телефон или планшет приложении.

 

12. Ортопедические аппараты и туторы

 

Ортезы и туторы предназначены для фиксации суставов или сегментов рук и ног в определённом положении. Они помогают восстановить нарушенные функции (например, при параличе мышц) и обеспечивают возможность использовать руки и ноги при выполнении необходимых функций, способствуют восстановлению способности к самообслуживанию, передвижению, выполнению бытовых или трудовых действий. Кроме того, туторы создают благоприятные условия для восстановления функции ослабленных перерастяжением мышц при церебральном параличе, а у детей с ДЦП способствуют нормальному формированию костно-суставной системы в процессе их роста. Некоторые туторы могут разгружать поражённые конечности, в случае невозможности осуществить опору на стопу. В этих случаях гильза тутора должна иметь достаточную прочность, чтобы не деформироваться в процессе ходьбы. Ортезы и туторы изготавливаются индивидуально, по размерам пациента и двигательным ограничениям его рук и ног.

 

13. Ортопедическая обувь


 

Дети и взрослые с церебральным параличом часто носят обувь, разработанную специалистами в области ортопедии. По сути, это сложная поддерживающая конструкция, выполняющая определенные функции, в зависимости от специфики протекания болезни. При конструировании ортопедической обуви, помимо внутриобувного пространства и параметров ортопедической стельки, значительный реабилитационный эффект достигается за счет каркасных деталей. К специальным каркасным деталям ортопедической обуви для детей и взрослых с ДЦП относятся жесткий задник, берцы, подносок,  союзка и бочок. Степень и топография жесткости изделия определяется с учетом всего комплекса деформаций стопы.

 

Как получить необходимые средства реабилитации

 

Перед покупкой и использованием средств реабилитации обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом или эрготерапевтом. Для внесения необходимых вам средств реабилитации в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) необходимо обратиться за направлением на медико-социальную экспертизу в медицинскую организацию.

При определении нуждаемости в средствах реабилитации в ИПРА специалисты медико-социальной экспертизы руководствуются Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Минтруда России № 106н.


Благодарим за помощь в подготовке обзора Группу компаний Исток Аудио, Реабилитационный центр «Три сестры» и редакцию газеты Всероссийского общества инвалидов «Надежда».

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте