115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
25-03-2021, 13:15

Собака-поводырь – средство реабилитации, а не опасный зверь! Как контролёры нарушают права инвалидов

Очередной случай грубого обращения с незрячим человеком произошёл в Нижегородской области. Алексея Гришаева высадили из автобуса за отказ оплатить проезд сопровождающей его собаки-проводника. Кондуктор автобуса оказалась не в курсе действующего российского законодательства.

 

Инцидент произошёл 16 марта в Городнецком районе Нижегородской области. По словам потерпевшего, кондуктору не понравилось, что собака была без намордника. В ответ на замечание Гришаев достал намордник и надел его на животное. Однако это не удовлетворило кондуктора, и она потребовала оплатить провоз собаки.

 

Незрячий пассажир отказался и на следующей остановке водитель автобуса высадил Гришаева вместе с животным, а также вызвал сотрудников полиции. В результате полицейские сами довезли пострадавшего до дома. Теперь Алексей намерен подать в суд на транспортную компанию.

 

Следует подчеркнуть, что в данной ситуации незрячий человек располагает правом на бесплатный провоз собаки-проводника, в то время как кондуктор и водитель автобуса грубо нарушили права человека с инвалидностью. Согласно ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ФЗ-259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», собака-поводырь классифицируется как техническое средство реабилитации людей с инвалидностью, которое обязаны пускать в общественный транспорт без дополнительной оплаты.

 

Собака-проводник может сопровождать незрячего человека в автобусе, поезде, самолете и такси бесплатно, в дополнение к установленной норме бесплатного провоза ручной клади. В свою очередь, хозяин такого животного в общественных местах должен держать его в ошейнике и на поводке, надевать намордник, а также предъявлять по требованию контролёров документ, подтверждающий специальное обучение собаки-проводника.

 

В свою очередь, представители транспортной компании, в которой работает водитель и кондуктор автобуса, уверяют, что конфликт возник из-за того, что незрячий пассажир отказался надевать на собаку намордник. А изначально животное было даже без шлейки (специальной собачьей экипировки, которая состоит из кожаных или тканевых ремней, охватывающих грудь и часть спины собаки). Если они говорят правду, то неправым в возникшем инциденте может оказаться и человек с собакой-проводником.

 


 

Впрочем, нарушения прав людей с инвалидностью по зрению в общественном транспорте происходят регулярно. В 2018 году незрячего жителя Екатеринбурга Рината Шайдуллина оскорбили сотрудники автобуса из-за того, что он отказался платить за своего пса-поводыря Николаса. Причём в разговоре кондуктор стала открыто угрожать незрячему расправой.

 

По иронии судьбы, сразу после того, как транспортная компания провела внутреннее расследование и принесла извинения перед Ринатом Шайдуллиным, кондуктор другого екатеринбургского автобуса стала требовать с Рината оплату за собаку-проводника. Конфликт сняли на камеру мобильного телефона пассажиры – в дальнейшем запись опубликовали на телеканале «Звезда».

 

Похожий случай произошел в феврале 2019 года с незрячим жителем Перми Сергеем. Он ехал в автобусе с собакой-проводником в шлейке с опознавательным знаком. Кондуктор в грубой форме потребовала оплатить проезд за собаку-инвалида. Инвалид по зрению уже не раз бывал в такой ситуации и корректно сказал, чтобы она изучила правила провоза собак-проводников, раз работает в транспортной структуре. Однако ответ Сергея не убедил кондуктора, и она стала вести себя ещё агрессивней. Успокоило женщину только предложение незрячего пассажира вызвать полицию, чтобы урегулировать конфликт.

 

В Краснодаре ситуация сложилась более печально: в январе 2019 года водитель пригородного автобуса не пустил незрячую Анастасию Блинову в салон вместе с лабрадором-проводником, сославшись на то, что собаку нужно перевозить только в клетке. Водитель не обратил внимания ни на справку об инвалидности, ни на паспорт поводыря, ни на доводы девушки о том, что собака не может одновременно вести человека с нарушением зрения и находиться в клетке. После недолгого разбирательства виновника нашли, но никаких взысканий со стороны компании-перевозчика не последовало. Водитель почти сразу стал утверждать, что требовал надеть на собаку намордник.

 

Подобные случаи происходят ежегодно. Вероятно, сказывается незнание сотрудниками общественного транспорта российских законов, а возможно, в некоторых случаях и сознательная дискриминация, ведь собаки-проводники отличаются спокойным и покладистым характером и специально обучены быть спокойными и не реагировать на окружающих людей.

 

Подробней о четвероногих друзьях для незрячих читайте в материале информационного портала «Реабилитационная индустрия России».

 

Для руководителей и сотрудников сферы услуг, а также общественного транспорта будет полезно узнать о законодательных требованиях в обслуживании людей с инвалидностью, навыках оказания ситуационной помощи и разрешения конфликтных вопросов. Пройти обучение или узнать больше о проекте «Академия доступной среды» можно на официальном сайте проекта.

 

 

 

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте