Собираем деньги правильно: простые секреты фандрайзингового текста
Просить средства на благотворительность в России не считалось зазорным испокон веков. Некоторые социально ориентированные организации давно живут исключительно на пожертвования неравнодушных сограждан. Так, например, Русская Православная Церковь уже тысячу лет существует благодаря своим щедрым прихожанам. На деньги неравнодушных также работают и благотворительные фонды, помогающие тем, кому требуется помощь.
Но вместе со временем меняются и стандарты милостыни. Как в современных условиях попросить денег и быть услышанным? Как сделать это в сетевом пространстве и убедить читателя в искренности своих намерений? На эти вопросы взялась ответить Римма Авшалумова, автор портала «Такие дела», много лет специализирующаяся на сборе средств.
Термин «фандрайзинговый текст» происходит от английского слова fundraising, что в буквальном смысле переводится, как «сбор денежных средств». Этимология слова даже не предусматривает чего-то унизительного и не намекает на милостыню.
Социально значимые пожертвования давно вошли в норму во всём цивилизованном мире. А это значит, что и отношение к таким пожертвованиям должно быть рабочим и деловым. Аудитория, у которой просят деньги, должна знать – кому и на что они пойдут. Это первое и важнейшее правило успешного фандрайзингового текста.
«Определите целевую аудиторию и пишите правду о том, куда направите средства», – наставляет Римма Авшалумова в ходе своего мастер-класса по фандразийнговым публикациям. Если хоть раз попасться на лжи или недоговаривании в финансовой части – рискуешь навсегда потерять репутацию. А репутация – главное и часто единственное оружие того, кто просит деньги.
Следующим законом фандразийнгового текста можно назвать верный баланс между эмоциональной и логической смысловой нагрузкой. В публикации не стоит рассчитывать исключительно на жалость и «выжимать слезы» из читателей – такой подход давно не работает. Расскажите лучше о том, почему важно собрать нужную сумму с позиции здравого смысла. Какую социальную проблему решает проект? Кому поможет и кто станет целевой аудиторией? Как реализация всего проекта скажется на благосостоянии общества?
С другой стороны, сильное давление на эмоции, создание атмосферы безысходности и безвыходности тоже работает. Но очень редко. Читатель не перенесёт больше одного такого текста. Поэтому используйте подобный приём для исключительных обстоятельств, а во всех остальных – не бойтесь опираться на логику. Оставьте тяжёлый текст – для тяжёлых случаев.
Однако делать ставку только на здравый смысл в публикации, цель которой – собрать деньги, тоже неверно. Соблюдайте баланс. Римма Авшалумова советует обратиться к образам ваших героев – написать о людях, ради которых собираются деньги. Вернее – о конкретном человеке и его истории. Обращаться в одной публикации более, чем к одному персонажу, не рекомендуется. У одного текста должен быть один герой.
Постарайтесь рассказывать о главном герое так, чтобы его проблемы смотрелись лишь фоном. Читатель должен увидеть в герое публикации живого человека – с собственным мнением, привычками, увлечениями, а не просто страдальца, которому нужна помощь. Это ведь всегда интересно. А интерес вызывает сочувствие – вот та самая эмоциональная нагрузка, необходимая всякому фандрайзинговому тексту. Обратитесь к образу вашего героя, к его личности и душевным терзаниям. Заинтересуйте им читателя. Это третье правило.
И последнее. Не пишите много. 4-6 тысяч знаков вполне достаточно для увлекательного фандрайзингового текста. Люди не будут читать большие тексты, ведь время сегодня ценнее денег. Пишите ёмко – уместите образ героя, его проблему и её решение, предлагаемое вашим проектом, в один короткий текст. И тогда вы действительно сможете помочь.
***
Мастер-класс Риммы Авшалумовой «Архитектура фандрайзингового текста» состоялся 17 января на площадке медиаклуба «АСИ-Благосфера» и собрал полный зал участников. Среди гостей присутствовал и корреспондент Ассоциации «АУРА-Тех» Иван Чимбулатов, который решил поделиться полученными знаниями с нашими партнёрами и читателями.
Посмотреть видеозапись мастер-класса можно по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=nyDarSmZg0c