115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
24-05-2023, 12:00

Шизофрения – не приговор. Как построить коммуникацию с человеком с психическим расстройством?

24 мая отмечается Всемирный день шизофрении. Его цель – повышение осведомлённости об этом заболевании и борьба со связанными с ним заблуждениями и стереотипами. Шизофрения – это психическое заболевание, влияющее на мыслительные процессы и здоровье человека. Человек с шизофренией может слышать голоса, испытывать эмоциональные расстройства, говорить что-то бессмысленное и бессвязное.

 

Важно, что в стадии ремиссии человек с шизофренией ничем не отличается от нас с вами. Вылечить шизофрению полностью пока невозможно. Это значит, что каким бы длительным не был период ремиссии, всегда сохраняется возможность обострения.

 

Рассмотрим несколько простых правил, которые помогут построить эффективную коммуникацию с человеком с ментальными нарушениями вне зависимости от симптомов и диагноза.

 

Во-первых, как и в разговоре с любым человеком необходимо внимательное и уважительное отношение к собеседнику.

 

Во-вторых, говорите четко и не быстро. Часто людям, с ментальными нарушениями нужно чуть больше времени, чтобы обработать полученную информацию.

 

В-третьих, избегайте абстракций.

 

Например, лучше не говорить: «Оставьте свой телефон мы вам перезвоним». Человек с шизофренией может решить, что вы хотите забрать у него смартфон. Хорошо бы сказать так, чтобы истолковать неправильно было невозможно: «Напишите свой телефонный номер мы вам перезвоним».

 

В-четвертых, следите за структурой и логикой разговора. В каждой теме есть свои подтемы. Вы привыкаете рассказывать о них клиенту, например, в определенном порядке. Собеседник с шизофренией, скорее всего, этот порядок нарушит. Будьте к этому готовы.

 

Пример. Ремонт квартиры делают сверху вниз. Сперва потолок, потом стены, и в конце пол. Рассказывают об этом обычно в той же последовательности. Человек с шизофренией может начать со стен, перейти на пол и закончить потолком. Что делать, когда такой человек скачет с темы на тему и ломает привычный порядок? Не надо вынуждать его идти по удобному вам пути. Следуйте за ним и рассказывайте по блокам, которые интересны ему. Главное, чтобы разговор был по делу. Он укладывает информацию в голове удобным ему способом. Но в завершение разговора объясните, как выглядит правильная последовательность. В примере с ремонтом вам придется сперва рассказать про стены, потом про пол и потолок. И лишь в конце вы уточните, что оптимальный порядок работ сверху вниз: потолок, стены, пол.

 

В-пятых, не уходите далеко от темы. Если человек в разговоре перескакивает на вещи, не связанные с делом возвращайте к главной теме.

 

Например, собеседник переключился с обсуждения кредита на домашние дела. К теме диалога это отношения не имеет. Напомните ему, что уже обсудили первый пункт договора и готовы перейти ко второму. Перед вами умный человек. Он вас прекрасно поймет и вернется к прерванному деловому общению.

 

Подробнее о том, как взаимодействовать с людьми с ментальными нарушениями, как правильно оказывать ситуационную помощь, как организовать доступную среду  можно узнать из обучающего курса «Академия доступной среды: взаимодействие с людьми с ментальными нарушениями». В рамках обучения уделено особое внимание данной теме – авторы опирались на современный мировой опыт в сфере инклюзивных коммуникаций и медицинской реабилитации.

 

Обучение будет наиболее полезно для специалистов социально ориентированных сфер: здравоохранения, культуры, социальной защиты, потребительского рынка и бытовых услуг для населения, в том числе основным благополучателям – людям с ментальными нарушениями и их близким. Навыки, полученные в рамках курса, также пригодятся волонтёрам и добровольцам, привлечённым к безвозмездной помощи людям с ментальными нарушениями.


Узнать больше об Академии доступной среды и пройти обучение можно по ссылке.

 

 

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте