115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
16-02-2023, 15:15

Ветеран «Автоваза» создаёт электроколяски для людей с инвалидностью

Город Тольятти можно назвать не только российской автомобильной столицей, но и лидером по производству колясок с электроприводом для людей с инвалидностью. Всё благодаря предприятию «Подъём», которое ежегодно выпускает 1500 электроколясок. Компанию открыл Сергей Перевезенцев, который ранее занимался производством автомобилей, 43 года отработав на «Автовазе».

 

Выйдя на пенсию, ветеран автомобилестроения решил открыть своё дело. Сначала производил снегоходы, но очень скоро ступил на путь социального предпринимательства, взявшись удовлетворить запрос россиян с инвалидностью на электроколяски. В его цехе сегодня работает полсотни сотрудников и Перевезенцев всерьёз намерен потеснить на российском рынке иностранных производителей.

 

«У меня стратегическая цель – вытеснить с рынка аналогичную импортную технику. А это достижимо только одним способом – делать лучше», – говорит владелец предприятия.

 

Компания «Подъём» (ранее называлась «Вояджер») производит электроколяски с 2014 года и уже наработала немалый опыт. Кроме колясок здесь выпускаются лестничные подъёмники к ним – небольшие гусеничные или шагающие устройства, которые позволяют владельцу электроколяски самостоятельно подниматься и спускаться по лестницам. Предприятие также производит прогулочные коляски и электроскутеры.

 

Ключевое конкурентное преимущество продукции компании «Подъём» – близость к потребителю и связанная с этим гибкость. Любое средство реабилитации должно подходить под индивидуальные особенности пользователя. Например, в случае с кресла-колясками – одним может потребоваться более широкое сиденье, другим – высокая спинка. Если у человека нет правой руки, пульт управления придется разместить слева. Бывает также необходимость в установке дополнительных возможностей, вроде поддержки тела или головы.

 

По словам Перевезенцева, японские, немецкие, австрийские компании, участвующие в тендерах госзакупок, берутся поставить такую коляску через три месяца – быстро можно получить лишь базовую комплектацию. В то же время «Подъём» соберёт необходимое ТСР со всеми его особенностями за две недели.

 

За годы работы предприятие выпустило 8000 единиц продукции и не получило ни одной претензии со стороны пользователей.

 

Через свою дочернюю торговую марку «Меркурий» компания только в 2020 году подписала 82 госконтракта на поставку ТСР общей стоимостью 24 млн рублей. В том же году выручка «Подъёма» составили 119 млн рублей, а в 2021 – уже 131 млн рублей. В 2022 году выручка выросла на 8%, а в 2023 планируемый доход предприятия увеличится ещё на 20%. Такие цифры приводит журнал Forbes.

 

По оценкам Министерства промышленности и торговли России, ежегодно в России продаётся около 4000 электроколясок. Из них 1500 производится в Тольятти на предприятии «Подъём». Невысокий спрос на коляски с электродвигателем обусловлен тем, что такое средство реабилитации прописывается в ИПРА только инвалидам с нарушениями функций рук. Всем, кто может самостоятельно крутить колеса руками, государство даёт бесплатно лишь обычную механическую кресло-коляску. По данным ФСС, в 2021 году за счёт бюджета было закуплено лишь 2078 электроколясок для обеспечения нужд инвалидов. Остальные продажи осуществлялись непосредственно гражданам в частном порядке.

 

Сергей Перевезенцев окончил Горьковский политехнический институт в 1967 году. В тот же год он по распределению попал в Тольятти – запускать новое советское предприятие ВАЗ. Начинал работу с простого мастера, затем вырос до начальника цеха, а после и до начальника отдельного производства. Более 10 лет Перевезенцев руководил опытно-промышленным производством «Автоваза», а в конце карьеры был назначен на должность генерального директора дочернего предприятия ООО «Автоваз-Перспектива». С этой должности он и ушёл на пенсию.

 

Но без дела ветеран «Автоваза» сидеть не мог. Поэтому и открыл своё предприятие. Бизнес рассматривал, как хобби – возможность чем-то занять себя на пенсии. Сначала производил снегоходы. Но это вещь сезонная. Поэтому чтобы летом производство не простаивало решил делать электроколяски. Почему именно их?

 

«За границей я часто бывал, всегда удивлялся, как там много инвалидов-колясочников. У нас же инвалидов как будто бы и не было. И тема доступной среды для человека с ограниченными возможностями вообще не обсуждалась», – рассказывает Сергей Перевезенцев.

 

Опытный производственник понимал, что в России не меньше людей с инвалидностью, чем на Западе, но у них меньше возможностей для прогулок и путешествий. К тому же большинство электроколясок на российском рынке – импортные. В условиях санкционного давление они в любой момент могут стать дефицитными. Поэтому необходимо качественное импортозамещение.

 

Перевезенцев сразу определил, что для обеспечения надлежащего качества достаточно контролировать только две ключевые операции – сварку каркаса и сборку готового изделия. Изготовление всего остального можно заказать. В настоящее время поставщиками «Подъёма» являются 96 предприятий со всей России. Из Китая завозятся только электродвигатели и электроника для управления. 93% комплектующих – российского производства.

 

В последнее время Перевезенцев загорелся новой идеей – выпуском детских электромобилей для водителей возрастом от трёх до семи лет. Этот рынок сегодня в России практически не освоен, а потому и масштабы производства можно увеличить на перспективу.

 

В 2023 году Перевезенцев планирует продать 600 000 таких электромобилей. А если будет спрос – то производство можно увеличить и до 1 млн единиц в год.

 

Фото пресс-центра Думы городского округа Тольятти

 

 

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте