115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
02-04-2021, 18:45

Образование для детей с аутизмом. Эксперты рассказали о техническом оснащении ресурсных классов и средствах обучения

2 апреля традиционно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Расстройства аутистического спектра являются врождённой особенностью человека и диагностируются в самом раннем возрасте – до трёх лет. Особый подход и усилия специалистов в первые годы жизни ребенка позволяют заложить основу для социализации, получить образование и построить комфортную, самостоятельную жизнь.

 

Ключом к умственным способностям любого ребёнка является система образования. Но в случае с детьми с аутизмом требуется специализированная программа, а педагоги должны иметь дополнительные знания. По мнению экспертов, в России уже есть научная база, на основе которой можно помочь с развитием и социализацией всем детям с расстройством аутистического спектра.

 

«Убеждена, что при наличии комплексного междисциплинарного подхода, где участвуют врачи профессионалы, где участвуют социальные работники, которые умеют работать с такой категорией детей, где есть подготовленные педагоги, которые способны совмещать одновременно и образовательную программу для обычных ребят и ребят с подобным диагнозом, ни один ребёнок не должен остаться без внимания», – считает Анна Митянина, Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге.

 

О мерах, принимаемых в Северной столице для реабилитации детей с аутизмом, она рассказала в ходе пресс-конференции в отделении ТАСС в Санкт-Петербурге, приуроченной к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.

 

Участники встречи обсудили также вопросы статистики и диагностики, оценили программы инклюзивного обучения. По словам Уполномоченной по правам ребёнка, к ней поступает множество обращений, которые касаются создания нормальных условий для образования детей с аутизмом.

 

В свою очередь, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Анна Грубская, заверила родителей и специалистов в том, что подобные условия в городе уже создаются и местами успешно реализованы. Она подробно рассказала об образовательных программах для детей с расстройством аутистического спектра, приведя в качестве примера практику ресурсных классов.

 

«Уже больше 7 лет в Санкт-Петербурге занимаются созданием ресурсных классов. Конечно, мы понимаем, что нужно решить сразу три основных вопроса. Необходимо подготовить педагогический коллектив, провести обучение и повышение квалификации для учителей. Нужно создать образовательное пространство, в котором дети будут себя чувствовать комфортно. Ну и, наконец, требуется провести определённую работу и с нормативно развивающимися детьми, а также с их родителями, чтобы картина сложилась воедино и помощь детям с расстройствами аутистического спектра и образовательный процесс для остальных детей совмещались в одной школе. Эту идею уже подхватили во многих школах Санкт-Петербурга, у нас уже 15 ресурсных классов для детей с аутизмом в 11 районах Петербурга», – поделилась Анна Грубская.

 

Создание ресурсных классов в Северной столице особенно актуально на фоне роста диагностированных случаев аутизма в стране и во всём мире. Эту тему в ходе своего выступления подчеркнул профессор кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Пашковский. 

 

«Во всём мире статистика разная. По данным ВОЗ, каждый 136 ребёнок болен аутизмом. По статистике США, аутизмом страдает каждый 54 ребёнок. Если брать Россию, то у нас каждый 900 ребёнок имеет расстройства аутистического спектра. Но по Санкт-Петербургу эта статистика выше и продолжает увеличиваться», – рассказал Владимир Пашковский.

 

В Северной столице помощь людям с аутизмом оказывает благотворительный фонд«Антон тут рядом». В числе его благополучателей уже более 500 человек, взрослых и детей с аутизмом. В настоящее время фонд проводит масштабное социальное исследование, посвящённое опыту жизни людей с расстройством аутистического спектра. Эта работа, по задумке авторов, позволит изучить проблемы аутистов, предложить их родственникам какие-то новые решения и привлечь внимание общественности к этим вопросам.

 

Российские разработчики средств реабилитации тоже не отстают от врачей и учёных, предлагая различные устройства, программы и гаджеты, которые помогают социализации и развитию людей с аутизмом.

 

Одна из последних новинок – коммуникатор «Альберт», разработанный Лабораторией «Сенсор-Тех». Это специализированное приложение для общения людей с коммуникативными нарушениями. Приложение одинаково эффективно, как в домашних условиях, так и в образовательных, коррекционных и медицинских учреждениях.

 

Скачать приложение можно совершенно бесплатно в App Store: www.apple.co/398R8mf

 

Другой российский проект «AR Tutor - Обучение реальности» предлагает для детей с аутизмом интерактивное обучающее пособие с технологией дополненной реальности. Пособие представляет собой набор из 31 карточки с изображением предметов бытового назначения. Карточки можно скачать внутри приложения. 

 

При наведении камеры смартфона или планшета на карточку, активируется дополненная реальность, и картинка трансформируется в анимацию, показывающую, как обращаться с предметом. Действие выполняется выбранным субъектом, а обстановка постоянно меняется. Анимация сопровождается дикторским текстом и стихотворениями.

 

На данный момент аудитория проекта составляет более 4 тысяч человек. Приложение используется как в специализированных центрах, так и для домашнего использования. Все материалы проекта доступны к бесплатному и беспрепятственному использованию при скачивании с сайта: www.artutor.ru 

 

Создание ресурсных или коррекционных классов для детей с расстройством аутистического спектра – задача не самая простая. Ведь для организации рабочего места ребёнка с аутизмом должны применяться специализированные средства для коммуникации.

 

Подобное оборудование производит российская компания «Исток-Аудио» – один из отечественных лидеров на рынке реабилитационной продукции. Среди оборудования для ресурсных классов можно выделить:

 

Коммуникационные планшеты (Indi, I-110 и другие) - генерирующие речь устройства с программным обеспечением для общения и обучения. Такие планшеты, как правило, оборудованы мощными динамиками, чтобы ребенка можно было услышать даже в шумной обстановке. С помощью планшета ребенок с РАС может отвечать на уроке, расширять словарный запас, добавляя новые карточки со словами, подкрепленные изображениями. Планшет можно использовать для выполнения заданий в обучающих программах.

 

Реабилитационные айтрекеры (это могут быть комплексные системы-моноблоки или приставки-айтрекеры, которые подключаются к компьютеру). Эти устройства предназначены для коммуникации и обучения детей с нарушениями двигательных функций и обеспечивают возможность управления компьютером (ноутбуком, планшетом) с помощью взгляда, заменяя тем самым традиционные средства ввода (клавиатура, мышь). При использовании специальных программ и синтезатора речи, айтрекер превращает компьютер в инструмент для коммуникации и обучения.

 

Программы для коммуникации с синтезатором речи (Snap Core First, Communicator 5, Grid 3 и другие). Такие программы позволяют ученикам использовать клавиатуру с буквами и цифрами, карточки с часто-употребляемыми словами и фразами, которые добавляются по мере изучения материала. Программы содержат обучающие приложения для начальных классов.

 

Обучающие печатные дидактические материалы и программы для их подготовки (Boardmaker 7 и другие) для учеников младших классов. Печатные материалы используются для работы на уроке, для маркировки помещений и составления визуальных расписаний. С помощью специальных программ преподаватели могут готовить задания для учеников – как раздаточных печатных материалов, так и интерактивных для работы на компьютере или с интерактивной доской. Готовые шаблоны позволяют создавать обучающие задания по любому предмету.

 

Коммуникаторы и коммуникационные кнопки. Простые устройства коммуникации для детей с нарушением речи младшего возраста. Устройства позволяют записывать различные голосовые сообщения необходимые для регулярного использования в стандартных ситуациях («да», «нет», «нужна помощь» и т.д.). В зависимости от типа, устройства позволяют записывать от одного до более чем ста сообщений (коммуникаторы GoTalk).

 

Узнать больше о производителе можно на официальном сайте: www.istok-audio.com

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте