115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
20-11-2020, 17:00

Выставки для незрячих и слабовидящих в Москве: Георгиевский собор – жемчужина Древней Руси

Владимирская область – часть географической территории, которую смело можно назвать колыбелью древнерусского искусства. Многочисленные памятники культуры и зодчества, сохранившиеся до наших дней, являются тому безмолвными свидетелями. Одним из самых интересных и наиболее ценных для исторической науки стал Георгиевский собор, возведённый в первой половине XIII века.

Юрьев-Польский – небольшой городок во Владимирской области, бывший когда-то побратимом Москвы. Его, как и современную российскую столицу, основал ростово-суздальский и великий киевский князь Юрий Долгорукий в 1152 году. И, в отличие от Москвы, правитель назвал его своим именем.

Именно в Юрьеве-Польском в 1234 году внук Юрия Долгорукого Святослав Всеволодович воздвиг Георгиевский собор на месте «обветшавшей» церкви, построенной ещё дедом. Князь лично руководил работой и привлёк к ней лучших зодчих того времени. Храм богато украсили резьбой, часть которой сохранилась до наших дней. 

Изначально это был одноглавный четырёхстолпный собор – очень стройный и живописный. Фасад был расчленен пилястрами на три доли по вертикали и аркатурно-колончатым поясом по горизонтали, как это характерно для белокаменного зодчества конца XII – начала XIII в. Впоследствии в небольшом приделе у северной стены была обнаружена усыпальница князя Святослава Всеволодовича. Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, а его мощи были перенесены для поклонения сначала в Свято-Покровский храм Юрьева-Польского и позже в Михайло-Архангельский монастырь.

Оформление уцелевшей с XIII в. северной стены свидетельствует о том, что вся поверхность фасадов храма и все архитектурные детали были покрыты резьбой, что является уникальным явлением для русских храмов того времени. Сочетание коврового узора с горельефными фигурами святых, человеческих лиц, звериных морд и сказочных животных было очень сложно выполнить чисто технически. Сначала на отдельных камнях вытесывались горельефные изображения, затем они аккуратно вносились в кладку стены. И только после этого на готовой стене осуществлялась резьба коврового узора, оплетавшего все горельефы и архитектурные детали.

Такая работа требовала от резчиков безупречной точности, а от архитекторов – детального проекта размещения всех резных камней. Согласно расчётам, над резным убором храма работало две артели резчиков: одна занималась горельефными фигурами, другая выполняла растительный орнамент. Единство оформления декора свидетельствует о том, что работа целиком была выполнена владимиро-суздальскими умельцами.

Через несколько лет после возведения этого рукотворного чуда средневековой архитектуры на Русь вторглись татаро-монголы. Как и вся земля русская, Георгиевский собор пострадал от нашествия. Сам Юрьев-Польский за все время ига татары разоряли трижды. В итоге в XV веке строение обветшало и частично разрушилось, но было восстановлено знаменитым русским зодчим Василием Ермолиным по личному приказу московского князя Ивана III.

Ермолин, понимая историческое значение собора, не стал заменять обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а снова собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Но не имея архитектурных зарисовок и точного плана храма, зодчий поставил блоки произвольно, перепутав часть сюжетов, изображённых на барельефах. 

Впоследствии Собор вновь видоизменялся и обустраивался дополнительными постройками – колокольней, ризницей, теплым приделом. Первоначальный вид ему вернули лишь в советское время, когда Храм был закрыт для богослужений, а за его восстановление взялись известные реставраторы Пётр Барановский и Игорь Грабарь. 

Чуть позже профессиональный исследователь древнерусского искусства Георгий Вагнер сумел реконструировать ряд композиций внутри собора. 

Благодаря упорной реставрации и частичной реконструкции Георгиевский собор в XX веке, наконец, принял наиболее близкий к первозданному облик. Сегодня это уникальный памятник средневековой архитектуры и древнерусской каменной резьбы, часть которой сохранилась в том виде, в котором была выполнена владимиро-суздальскими мастерами 8 веков назад. 

Их рисунки, вырезанные на камне, заслуживают отдельного внимания. Стены Георгиевского собора, помимо сцен из Святого Писания и религиозных мотивов, украшают изображения животных – реальных и вымышленных. Впрочем, отличить одни от других бывает непросто. Например, слон на барельефе обладает чудовищно длинными острыми когтями и заячьими ушами. А лев изображён с плоским человеческим лицом, широким ртом с губами и хвостом, способным обвиться вокруг всего тела животного. Но винить художника за качество работы не стоит, – в XIII веке мастер из Владимиро-Суздальского княжества вряд ли мог видеть слона или льва вживую и, вероятней всего, знал о них из византийских и персидских манускриптов или из Библии.

Чтобы ближе познакомиться с уникальными барельефами Георгиевского собора, в Государственном Дарвиновском музее появились тактильные копии, изготовленные со скрупулёзной точностью профессиональными реконструкторами. Экспонаты можно будет не только смотреть, но и трогать – это позволит лучше их понять и сделает доступными для слабовидящих, незрячих и слепоглухих людей.

Тактильные копии барельефов Георгиевского собора изготовлены в рамках проекта «Трогательная история» Лабораторией «Археолаб». Проект был поддержан РФК и сейчас реализуется в партнёрстве с Государственным Дарвиновским музеем. 

Работа выставки будет продолжена после снятия ограничений, вызванных распространением коронавируса. По вопросу посещения выставки людьми с инвалидностью можно связаться с Экскурс-бюро: 8 (499) 134-61-24. Подробная информация о доступности музея и адаптированных экскурсиях для всех групп инвалидности представлена на официальном сайте музея 

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте