115114, г. Москва, Павелецкая наб., 2с3
28-12-2020, 16:00

Гравюры – деревянные и металлические «картины» средневековых художников о людях с инвалидностью и средствах реабилитации

Гравировка или гравирование – это один из древнейших инструментов живописи, к которому художники прибегают для реализации своих творческих задач. С его помощью в Средние века на бумаге тиражировались рисунки, орнаменты, узоры и буквы. А до изобретения печати к гравировке часто прибегали для изготовления книг.

Гравирование в классическом понимание – это нанесение изображения на поверхность металла, камня, дерева или стекла с помощью резца. В современном мире его часто заменяет лазер или кислоты, с помощью которых рисунки вытравливают на стекле и металле.

В Средние века гравюры, созданные художниками вручную, позволяли переносить изображение с оригинального деревянного или железного «холста» на бумагу и таким образом тиражировать его в книгах, свитках и рукописях.

Сложно определить исторический период, в котором человечество стало пользоваться гравированием. Зачатки этого искусства археологи обнаруживали в античном мире, а позднее в Японии и в Китае.

Впервые широкое распространение гравюры получили в Европе в XIV – XV веках. Причём сначала применялась выпуклая гравюра, а углублённая стала использоваться позднее.

Для передачи изображения на бумагу с помощью выпуклой гравюры – краска наносится на её выпуклые части, всегда находящиеся в одной плоскости. Соответственно, на углублённых гравюрах краской наполняются её углубления. И в том, и в другом случае качество получившегося на бумаге рисунка зависит от точности самой гравюры, качества краски и мастерства гравировщика.

Самая древняя дошедшая до нас средневековая гравюра датируется 1423 годом. Она изображает, раскрашенного вручную, святого Христофора и является частью переплета рукописи Laus Virginis (1417 г.).

Впрочем, есть все основания предполагать, что и ранее в Нидерландах и Германии создавались печатные ксилографии – так называются простейшие гравюры на досках. Такие рисунки носили, как правило, религиозный характер – передавали сюжеты Евангелия, Ветхого Завета или жития святых. Большинство снабжались пояснительным текстами, дающими отсылки к передаваемой на картине истории. По всей вероятности, получив сначала широкое распространение в северной Европе, мастерство гравирования затем перешло в Италию и Францию.

Рисунки, тиражируемые с помощью гравюр, сделали средневековые книги гораздо доступней в сравнении с более древними, в которых все иллюстрации выполнялись вручную. Технологически, гравирование было явным предшественником печати, и с его массового распространения в Европе – изобретение книгопечатания стало лишь вопросом времени.

Гравировка по сей день активно применяется, как в искусстве, так и в сугубо прагматичных целях. С её помощью защищают от подделки денежные банкноты, важные документы, чеки, облигации и всё, что требует высокого уровня оригинальности. Гравировка настолько устойчива к копированию, что обычный принтер не способен воссоздать детали изображения, тиражируемого с помощью выполненной вручную гравюры.

Что касается художественного применения, гравирование до сих пор популярно для украшения металлических изделий. Его наибольшее распространение и самый высокий уровень мастерства можно наблюдать в изготовлении металлического оружия, ювелирных изделий и музыкальных инструментов.

Впрочем, на большинстве производств гравирование давно заменено фрезеровкой или же наносится на изделие с помощью специальных гравировальных станков с ЧПУ. Но ручная форма этого мастерства тоже применяется и в некоторых областях её невозможно заменить до сих пор.

Познакомиться с историческими примерами гравюры посчастливилось всем москвичам и гостям столицы. Это можно было сделать прямо в дороге домой или работу, не выходя из метро. В холле станции московского метрополитена «Воробьёвы горы»до 23 декабря была открыта уникальная выставка, посвящённая истории реабилитации и поддержки людей с инвалидностью. Для всех пассажиров московского метрополитена посещение было полностью бесплатное. 

Среди экспонатов коллекции были представлены средневековые гравюры, выполненные немецкими художниками в XVI веке при тиражировании книги знаменитого Франческо Петрарки. Наряду с ними можно познакомиться и с более поздними гравюрами, относящимися к XIX и XX веку, в частности, иллюстрирующим такие книги как венецианский «Словарь ремёсел».

Проект «Витрина истории на Воробьёвых горах» реализуется Центром развития социальных инноваций «Технологии возможностей» при поддержке Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры».

Узнать больше о проекте, прошедшей выставке и экспонатах экспозиции можно на официальном сайте виртуального музея Витрина истории: http://museum.social-tech.ru/

Регистрация Регистрация через социальные сети Вконтакте